18.03.08

Дороге нужны грузы

C начала года островная магистраль существенно сократила объёмы транспортировки

Руководство СахЖД обеспокоено планами областных властей газифицировать энергосистему Южно-Сахалинска, являющуюся основным потребителем угля острова и стратегическим клиентом дороги. Доля угля в грузообороте СахЖД составляет 70%. Обладминистрация утешает реализацией проекта строительства алюминиевого завода, который не оставит без работы угольщиков и железнодорожников.

Начальник СахЖД Сергей Тишкин сказал, что в январе – феврале 2008 года объём грузоперевозок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 6%.

«Это связано, в частности, с завершением строительства шельфовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Если в январе – феврале 2007 года ежесуточно СахЖД перевозила до 9,5 тыс. тонн грузов, то за два месяца 2008 года этот показатель упал до 8 тыс. тонн», – сказал он.

На снижении погрузки сказалось и введение с 1 июля 2007 года новых вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы. В итоге СахЖД по сравнению с прошлым годом за два месяца 2008 года перевезла всего 16% леса. В сахалинском Дорожном центре фирменного транспортного обслуживания отметили, что львиная доля местной древесины шла через порты на экспорт, но теперь лесопромышленникам продавать её стало не выгодно.

«Раньше дорога возила порядка 16 тыс. тонн пиловочника в месяц. Сейчас всего 2 – 3 тыс. тонн», – рассказал «Гудку» замначальника ДЦФТО Игорь Морозов. По его словам, с 1 апреля текущего года, после очередного повышения пошлин, лесных грузов, предъявляемых к отправке, станет ещё меньше.

На 10% снизились и объёмы перевозок угля – основного груза магистрали (за два месяца СахЖД перевезено 485 тыс. тонн грузов, из них 363 тыс. тонн угля). Однако, отметили в сахалинском ДЦФТО, дальнейшего снижения погрузки топлива не должно произойти. «Объём перевозок угля в начале года каждый раз колеблется. Перед Новым годом энергетики сделали большой запас топлива. Кроме того, прошлогодней зимой было больше отправлено угля на Камчатку, этой – меньше. Но основные наши клиенты – островные ТЭЦ, ГРЭС, муниципальные предприятия ЖКХ – остались», – сказали в ДЦФТО.

Однако власти Сахалина намерены газифицировать ТЭЦ-1 Южно-Сахалинска, крупнейшего потребителя твёрдого топлива. Для сравнения: ежегодно сахалинские угольщики добывают порядка 3,3 млн тонн. Потребление же ТЭЦ — около 1 млн тонн в год.

По словам Александра Гришко, гендиректора управляющей компании «Сахалинуголь» (на её предприятия приходится 80% всей добычи угля на острове), реализация проекта серьёзно ударит по угольщикам. «В случае перевода ТЭЦ на газ закроются небольшие угольные предприятия. Снизит объёмы производства наш холдинг, например «Сахалинуголь-2» (Углегорский район) — на 60%, «Сахалинуголь-7» (Поронайский район) – на 30%», – сказал менеджер.

Как сообщил Сергей Тишкин, СахЖД поднимает вопрос перед руководством области, насколько негативно отразится на деятельности магистрали планируемая газификация. «Мы считаем, что в таком случае администрация области должна компенсировать дороге потери», – добавил он.

В обладминистрации, в свою очередь, отмечают, что в рамках программы развития региона на острове начнётся реализация крупных инвестпроектов, осуществление которых обеспечит железнодорожникам рентабельность грузооборота (в настоящее время СахЖД является дотационным предприятием, убытки в 2007 году составили 84,6 млн руб. – Ред.). Среди них – строительство алюминиевого завода. Для его работы понадобятся новые энергомощности. Предполагается, что будущая ГРЭС станет потреблять уголь с крупнейшего на острове Солнцевского разреза. На прошлой неделе об интересе к строительству завода заявили представители японской Mitsui. По информации главного управляющего департамента алюминия Mitsui Хидэми Такани, в настоящий момент компания ведёт переговоры с компанией «Русал» о вхождении в проект.

Руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук сказал «Гудку», что проблема снижения грузовой базы на СахЖД не нова, и о таких перспективах было известно. Однако пока на федеральном уровне для выравнивания ситуации существенных шагов не сделано.

Эксперт заметил, что на острове планируется масштабное освоение угольных месторождений, в частности Солнцевского.

Объёмы перевозок по проектируемой железной дороге Углегорск – Ильинск, подходящей к месторождению, могут составить до 9 – 11 млн тонн в год. Однако до осуществления этого, равно как и алюминиевого проекта, ещё далеко.

Владимир Савчук считает, что СахЖД острову необходима, но проблему её загрузки должен решить федеральный центр. Кроме того, маркетинговым и исследовательским службам РЖД необходимо просчитать объёмы погрузки в дальнейшем и возможность привлечения иной грузовой базы.

Директор института технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» (Гипротранстэи) Фёдор Пехтерев, в свою очередь, считает, что ситуация не столь пессимистична. Он также сказал, что решение её можно рассматривать двояко.

По его мнению, с одной стороны, переход островной энергетики на газ – дело довольно затратное и длительное. А федеральная программа развития Дальнего Востока предусматривает интенсивное развитие отраслей промышленности, в том числе и на Сахалине, уже в ближайшее время. Социально-экономическое развитие региона означает интенсивный рост объёмов перевозок и, вполне возможно, пересмотр государством тарифов на перевозку характерных для Сахалина грузов.

С другой стороны, Фёдор Пехтерев считает, что даже при сохранении существующего уровня погрузки СахЖД не ждёт кризис. Перешивка колеи на общероссийский стандарт даст возможность снизить эксплуатационные расходы, компенсируя тем самым иные потери. Он также считает, что скорое строительство линии Углегорск – Ильинск существенно увеличит экспортные перевозки угля по СахЖД, равно как и будущее строительство мостового перехода на остров.

«Гудок», 18.03.2008