27.10.05

Две дороги в Шереметьево

Российские железные дороги и аэропорт Шереметьево не могут поделить проект на $120 млн. Семь лет они спорили, кто построит железнодорожную ветку до аэропорта, и, не договорившись, решили строить каждый свою дорогу. Шереметьево единственный аэропорт Москвы без прямого железнодорожного сообщения.

Электрички до Домодедово запустили еще в 2002 г., до Внуково этим летом. Проект ветки до Шереметьево был готов в 1997 г. Ее планировалось построить вместе с новым терминалом Шереметьево-3 . Однако участники проекта РЖД и аэропорт так и не договорились, на чьи деньги будет построена дорога. Отчаявшись, Шереметьево в ноябре 2004 г. запустило специальный маршрут с Савеловского вокзала с пересадкой на автобусы в подмосковной Лобне. Затем аэропорт решил сам найти деньги для строительства ветки шестикилометрового ответвления от основной дороги и летом учредил оператора проекта 100%-ную дочку Аэроэкспресс .

Ей Шереметьево поручило разработать ТЭО, оформить права на землю и найти соинвестора, которому аэропорт готов был передать до 75% акций Аэроэкспресса . Всю стройку Шереметьево оценило в 3,5 млрд руб., а срок окупаемости проекта в пять лет. Деньги должны вернуться из прибыли от продажи билетов. Но РЖД вдруг решила сама заняться стройкой. Как стало известно Ведомостям , под новую ветку монополия уже зарезервировала 1,9 млрд руб. в проекте инвестпрограммы на 2006 г. Проект РЖД прорабатывает самостоятельно и соглашений с Шереметьево пока не подписывала, рассказал Ведомостям один из менеджеров компании. Такие перевозки приносят неплохой доход, и нам проект выгоден , добавляет он. Домодедовские электрички, по данным аэропорта, за первое полугодие перевезли 1,5 млн человек. Цена билета 120 руб. Таким образом, РЖД могла заработать на этом маршруте 180 млн руб. полугодового дохода.

Шереметьево пока оставило за собой вторую часть проекта строительство двух терминалов на Савеловском вокзале и в Шереметьево-2 , рассказывает гендиректор Аэроэкспресса Владимир Петров. К середине декабря Аэроэкспресс организует временный терминал на вокзале, арендовав два этажа в здании и поставив стойки регистрации. А к концу 2007 г. построит отдельное здание, когда будет готова прямая ветка, рассказывает Петров. Однако пассажиров компания хочет возить сама, купив или взяв поезда в лизинг у РЖД. Правая рука не знает, что делает левая , возмущается чиновник Минэкономразвития. Свою инициативу РЖД ни с кем не согласовала, планируя представить все в инвестпрограмме к ноябрьскому заседанию правительства. Но в таком виде мы это не одобрим , добавляет чиновник. Для РЖД этот проект копеечный , компании нужно договориться с аэропортом, объясняет он. Согласованности хочет и Минтранс. Нам нужна эта ветка и как можно быстрее мало того, что сам аэропорт перегружен, так и добраться до него невозможно из-за пробок на Ленинградском шоссе , негодует один из сотрудников ведомства.

Мы предлагали РЖД объединить проекты и стать нашими акционерами, но ответа пока нет, сетует Петров из "Аэроэкспресса". Однако мы продолжаем искать партнеров, и интерес к проекту есть . В числе интересантов Терминал , строящая Шереметьево-3 дочка Аэрофлота . В РЖД от комментариев воздерживаются, отмечая, что официальных предложений от Шереметьево к монополии не поступало . А гендиректор Терминала Кирилл Будаев интерес к проекту подтвердил, но отметил, что о деталях пока говорить рано. Впрочем, участники рынка сомневаются, что РЖД оставит Аэроэкспресс самостоятельным оператором. Такой практики нет нигде и для "Внуково", и для "Домодедово" услугу перевозки полностью предоставляет РЖД, ей же достается основная выручка , замечает первый заместитель гендиректора Внуково Виталий Ванцев. А самому аэропорту не вытянуть весь проект, и инвесторов он вряд ли найдет , добавляет он.

Ведомости