30.05.05

E-ticket за рубежом и в России

В ближайшие три года авиакомпании, во всяком случае, на западе должны будут полностью перейти на электронные билеты. Отдельные перевозчики пользуются ими уже почти 10 лет и вполне довольны этим новшеством, которое, по большому счету, новшеством является только для нашей страны.

В России пока ведутся только разговоры о том, с какой стороны подходить к виртуальным перевозочным документам. Лидерами в продвижении темы в нашем Отечестве являются лидеры перевозок - "Сибирь", внедрившая в этом году первой из российских авиакомпаний продажу билетов через свой сайт, и "Аэрофлот", перед которым стоит задача интеграции в международный альянс Sky Team.

Официальный журнал Международной Ассоциации воздушного транспорта IATA опубликовал в начале этого года небольшой экскурс в историю проблемы. Наверняка, это будет интересно и российским специалистам. Первой авиакомпанией, внедрившей e-ticket, стала в 1996 года американская Delta Air Lines. Уже в 1997 году электронные билеты предлагались на всех внутренних линиях авиакомпании. Спустя пять лет, в 2002 году Delta приступила к использованию e-ticket на интерлайн-перевозках. Первым партнером компании стала United Airlines.

В настоящее время более чем 93% пассажиров Delta используют электронные билеты. Northwest Airlines ввела e-ticket в 1997 году, и уже в 1999 ввела эту технологию на интерлайн-перевозках. Электронные билеты позволили значительно улучшить сервис для пассажиров. Было создано около 1000 киосков для самостоятельного получения билетов в аэропортах, введена регистрация с помощью Интернет, самостоятельный возврат денег за билет или переоформление билета.

Израильская El Al приступила к использованию электронного билета в 2000 году. Преодолевая большой сопротивление агентов по продаже и пассажиров, компания, в частности, увеличила количество призовых миль для часто летающих пассажиров, которые приобретают e-tickets. Пока El Al применяет эту технологию только на собственных рейсах, планируя вскоре распространить ее и на интерлайн-перевозки. KLM запустила свой e-ticket-проект в 2000 году. Все подразделения компании были готовы к работе с электронным билетом к апрелю 2002 года. В настоящее время KLM продает электронные билеты более чем на 10 авиакомпаний по интерлайн-соглашениям.

Компания планирует перейти на 100%-ное использование электронных билетов на интерлайн-перевозках. Российские туристы, отдыхавшие в Таиланде, регулярно пользуются услугами местных перевозчиков Thai Airways и Bangkok Airways, чтобы попасть в различные части этой страны или стран-соседей. Названные компании спокойно используют e-ticket, и многие наши соотечественники впервые сталкиваются с этой технологией и затем рассказывают об этом, как об одном из общих экзотических впечатлений от поездки, как правило, приятных. Директор по продажам авиакомпании "Сибирь" Илья Александровский называет следующие основные шаги, которые необходимо сделать в России, чтобы отечественная гражданская смогла "сохранить лицо" в ситуации, когда к 2008 году запад перестанет выпускать бумажные билеты и тотально перейдет на электронную версию: Оснастить международные аэропорты международно признанными DCS-системами. Доработать отечественные системы бронирования так, чтобы они смогли поддерживать электронное оформление билета.

Крупнейшим перевозчикам разработать внутренние технологии работы с электронными билетами и обслуживания пассажиров с такими билетами. Авиационному сообществу совместно с Авиационными властями и Минфином понять, каким образом будет осуществляться налоговое обложение при электронном оформлении билета, и какой финансовый документ должен получить покупатель - пассажир или бухгалтерия предприятия. Хотя бумажные билеты еще будут приниматься к перевозке, лет через пять они будут выглядеть таким же анахронизмом, как пейджеры в эпоху глобальной мобильной связи. Главным "продвиженцем" технологии e-ticket сейчас является рабочая группа из специалистов ведущих российских перевозчиков, созданная при Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).

АвиаПорт.Ru