19.06.09

Единое транспортное право

Объективно оценивая перевозки по железной дороге на евро-азиатском пространстве, можно констатировать, что возможности этого вида транспорта используются далеко не полностью. Только 1% грузов с Востока в Европу перевозится по железной дороге. Нет сомнения, что морские перевозчики много делают для повышения эффективности своей работы. Однако железнодорожные маршруты позволяют преодолеть огромные расстояния в 2–3 раза быстрее, чем водные, и практически по той же цене.

Но одним из препятствий здесь становятся железнодорожные погранпереходы. В настоящее время при осуществлении международных грузовых перевозок между западными и восточными железными дорогами Евразии действуют сразу два документа международного железнодорожного права – Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Это, естественно, вызывает ряд неудобств для клиентуры и перевозчиков, так как требует обязательного переоформления перевозочных документов при переходе груза через пограничные переходы, что приводит к продолжительным задержкам груза и дополнительным финансовым затратам. Более того, при оформлении могут возникнуть искажения и ошибки, что также приводит к задержке груза. Особенно это сказывается при транспортировке по основным магистральным коридорам, связывающим восточные страны с Европой. К примеру, протяжённость самого длинного в мире коридора № 1 ОСЖД с ответвлениями составляет более 26 тыс. км. Он пересекает пять государственных границ.

Железными дорогами стран – членов ОСЖД в год перевозится в международном сообщении более 600 млн тонн груза. При этом более 100 тыс. вагонов и контейнеров задерживается на пограничных переходах на срок от нескольких часов до нескольких суток. Анализ, выполненный совместной группой ОСЖД/МСЖД, причин задержек грузов и пассажиров на пограничных переходах показывает, что они возникают по вине железнодорожных служб в 60% случаев, таможенных органов – в 20%, пограничных органов – в 10% и по иным причинам – в 10%.

В своё время рабочей группой по облегчению пересечения пограничных переходов было выработано значительное количество различных полезных рекомендаций и мер, большинство которых внедрены в жизнь и приносят свои результаты. Но решение целого ряда существующих проблем лежит в компетенции государственных органов. К ним относятся прежде всего вопросы нормативно-правовой направленности, такие как рассмотрение необходимости создания единого транспортного права, дальнейшая его гармонизация, принятие облегчающих процедур пересечения границ в рамках существующих конвенций ООН, финансирование государственных программ по развитию инфраструктуры на пограничных переходах.

Справка «Гудка»

ОСЖД является международной межправительственной организацией, которая обеспечивает развитие и совершенствование международных перевозок в сообщении между Европой и Азией. Её деятельность направлена на создание общего транспортного пространства и прежде всего на решение проблем по отдельным железнодорожным транспортным направлениям – коридорам – и по конкретным пунктам перехода.

«Гудок», 19.06.2009