06.04.23

Екатеринбург станет третьим в стране крупнейшим логистическим центром

В Екатеринбурге в 2023 году откроется новый мультитемпературный склад как часть проекта "Сухой порт". Он займет 17,5 тысячи квадратных метров. Удачное расположение (в 6,5 километра от ЕКАД с выездом на Тюменский тракт) позволит доставлять товары как в любую точку города, так и в другие регионы.

Структурно терминал поделят на 13 секций, в каждой оборудуют 3-4 погрузочно-разгрузочных дока. Оборудование позволяет поддерживать температуру от -20 до +6 градусов. Пока создано 100 рабочих мест, в готовом комплексе будет 150. Ввод объекта ожидают в III квартале.

Инвестор вложил в проект 1,2 миллиарда рублей, причем это уже второй его хладотерминал в Екатеринбурге. Первый, площадью 25 тысяч квадратных метров, находится в управлении с 2006 года.

- Поскольку Свердловская область позиционируется как транспортно-логистический хаб на границе Европы и Азии, достаточно много контрагентов, в том числе из стран СНГ, готовы рассматривать ее в качестве точки для хранения, обработки и дальнейшей дистрибуции товаров, - говорит гендиректор регионального агентства по привлечению инвестиций Михаил Васильев.

Как отмечает эксперт в сфере недвижимости Виталий Хиль, в прошлом году складская логистика Екатеринбурга пережила два мощных спада - весной и осенью, ряд проектов встал на паузу, но уже к концу года инвесторы воспрянули духом. Сейчас в стадии проектирования и строительства 893,7 тысячи квадратных метров. Площадь качественных помещений в Екатеринбурге составляет 2,1 миллиона квадратов, по прогнозу, через 2-3 года она достигнет 2,5 миллиона, и город станет третьим в стране крупнейшим логоцентром. Это связано с перенаправлением грузопотоков с Запада на Восток. Наиболее востребованы территории близ аэропорта и ЕКАД. Свыше половины возводящихся терминалов - проекты "под себя" или built-to-suit (под конкретного арендатора). Спекулятивные объекты (для продажи и аренды) если и закладывают, то небольшие - от 5 до 20 тысяч квадратных метров.

Площадь качественных складов в Екатеринбурге через 2-3 года достигнет 2,5 миллиона квадратных метров, и город станет третьим в стране крупнейшим логоцентром

Дефицит начал формироваться еще в пандемию, когда резко подорожали стройматериалы и девелоперы стали откладывать старт проектов. В 2022-м к этому добавилась ломка логистических цепочек, в результате ввод упал на 22 процента от планов. Плюс довольно дорогая кредитная ликвидность, отмечает собственник бюро недвижимости Илья Пархимчик: промышленная ипотека в складской логистике или не работает, или сложна в оформлении. Также выбор сужает отсутствие в Екатеринбурге подготовленных под строительство площадок с подведенными сетями.

Отсюда и низкий уровень вакантных площадей (всего три процента), и высокие ставки аренды: за последние два года в классах "А" и "В" они поднялись на 16 процентов. Качественный терминал сегодня можно снять по 700 рублей за квадрат с НДС (для сравнения: в Москве у МКАД есть варианты подешевле). Уход крупных игроков типа "Икеи" на общей картине принципиально не сказался: склады шведского концерна тут же занял другой гипермаркет мебели. Кроме того, из общей базы стали выбывать помещения, которые раньше предлагали в аренду оборонные заводы. Сейчас они загружены под завязку, поэтому сами используют любой свободный уголок.

- Ставка 700 рублей является заградительной. Если маркетплейсы еще могут позволить себе такие расходы, то профессиональным логистическим компаниям 3PL нести их уже сложно. Поэтому многие по-прежнему работают из столицы, - рассуждает Виталий Хиль.

Главным драйвером рынка в Екатеринбурге остаются торговые сети, в том числе дискаунтеры, поставщики товаров повседневного спроса и e-commerce. Впрочем, оптимизация логистических цепочек может породить дополнительный спрос со стороны дистрибьюторов и производителей, считают отраслевые эксперты.

Российская газета