19.07.21

Экспортная наценка

В Ярославской области состоялось первое заседание экспортного совета при губернаторе региона.

Предприниматели просят руководство Ярославской области субсидировать участие в зарубежных выставках и освоение экспортоориентированной продукции. Об этом шла речь на первом заседании экспортного совета, который был создан в регионе в октябре прошлого года. Сейчас субсидии доходят до предприятий, когда они уже практически начали экспортировать продукцию, тогда как деньги больше всего нужны на старте.

Предприниматели просят руководство Ярославской области субсидировать участие в зарубежных выставках и освоение экспортоориентированной продукции. Об этом шла речь на первом заседании экспортного совета, который был создан в регионе в октябре прошлого года. Сейчас субсидии доходят до предприятий, когда они уже практически начали экспортировать продукцию, тогда как деньги больше всего нужны на старте.

В первом заседании экспортного совета, созданном в октябре прошлого года в рамках реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», приняли участие предприятия-экспортеры, представители подведомственных учреждений, ЯрГУ, ЯГТУ, специалисты АО «Российский экспортный центр». Директор департамента регионального развития и внешнеэкономической деятельности Галина Пенягина рассказала, что руководство страны поставило задачу к 2030 году увеличить экспорт на 70%. Выполнение этой задачи сможет обеспечить стабильное развитие экономики Ярославской области. У региона, со слов Галины Пенягиной, есть хорошие стартовые позиции - область занимает 7 место по количеству экспортеров в ЦФО. Регион экспортирует свою продукции в 84 страны мира. Больше всего товаров отгружается в Китай, Белоруссию, Польшу, Казахстан и Индию. Выходить на внешние рынки помогает АО «Российско-экспортный центра», который представлен в 82 регионах РФ и 10 стран мира.

Заместитель председателя правительства Ярославской области Максим Авдеев рассказал, что главное препятствие для развития экспорта – то, что ярославские предприятия с опаской относятся к внешнеэкономической деятельности. Они, с его слов, говорят: «Нас там не ждут» и ссылаются на проблемы работы на российских рынках. Мол, главное - внутри страны разобраться, а заграница подождет. «У нас есть только одно ограничение - наше собственное желание или нежелание двигаться в этом направлении», — подчеркнул Максим Авдеев и отметил, что важны не только количественные показатели экспорта, но и его структура. Важно экспортировать не только продукты глубокой переработки, но и новые виды высокотехнологичной продукции. И такие примеры в регионе есть.

Особенностью Ярославской области, среди других регионов ЦФО, по мнению руководителя управления по ЦФО АО «Российско-экспортного центра» Григория Ладышева, является преобладание несырьевого экспорта. В 2020 году РЭЦ работал со 140 экспортерами из Ярославской области, а за первое полугодие текущего года центр организовал работу со 100 ярославскими предприятиями.

Пандемия очень сильно повлияла на объемы экспорта. Мы с начала прошлого года видели достаточно большое снижение, но по итогам года рынки восстановились. В то же время структура экспорта немного перестраивается, как и каналы продвижения продукции на внешние рынки. Мы видели, что электронная торговля набирает обороты — в России на 70% вырос экспорт через каналы электронной торговли»,— сказал руководитель управления по ЦФО АО «Российско-экспортного центра» Григорий Ладышев.

Для ярославских производителей выход на внешний рынок дал возможности для развития производства. «Наше предприятие производит пожарную технику и огнетушители. Мы занимаем достаточно большой процент рынка России. И мы уже уперлись в то, что дальше развиваться нельзя: рынок России и СНГ ограничен. Выходить на иностранные рынки мы всегда побаивались, потому что там определенная система сертификации и я не верил, что правительство в этом плане может сильно помочь. Но нас соединили с «Центром экспорта Ярославской области и дело пошло»,— рассказал генеральный директор ООО «Ярпожинвест» Андрей Воронов. После этого у предприятия появились деловые контакты с Сингапуром, Турцией, Азербайджаном, странами Африки. Недавно началась поставка продукции в Марокко, Турцию, Иран, Ирак.

Генеральный директор АО «Ярославский технический углерод» Александр Орлов рассказал о проблеме, возникшей во время пандемии. 85-87% продукции предприятия идет на экспорт, но в условиях коронакризиса спрос на продукцию упал. «Планы на 2020 год у нас были грандиозные. Хотели повторить показатели успешного 2019 года, а то и улучшить. В январе и феврале с поставками никаких проблем не было, а с середины марта стали получать от наших западных коллег отказы - коронавирусная инфекция добралась до них. Из-за большого количества экспорта это стало проблемой для нас. Приходилось управлять предприятием в ручном режиме»,— сказал Александр Орлов.

Пришлось снизить цены, договориться с партнерами о хранении нашей продукции у себя на складах. И это помогло - падение производства составило только 50%, что для коронавирусного времени неплохо. Это помогло сохранить коллектив, а к концу 2020 года предприятие вышло на показатели предыдущего года. И в итоге 2020 год «проиграл» 2019 лишь 10%.

Для предприятия ООО «Компания Дизель» 2020 год открыл новые возможности. Директор компании Андрей Шепеляев рассказал, что значительная часть российского рынка дизельных электростанций принадлежит его компании. Но во время пандемии они задумались о других направлениях, было решено производить катера из полиэтилена низкого давления. Технологию закупили в Нидерландах, первый катер был спущен на воду 10 июня 2021 года, в конце июля будет готов второй. Это продукт, по мнению господина Шепеляева, с гигантским экспортным потенциалом. У предприятий, производящих аналогичные катера, из Нидерландов, Турции, Франции, Австралии и Новой Зеландии заказы распланированы на два года вперед.

Он отметил, что государство может помочь субсидиями производителям экспортной продукции. Но деньги доходят до предприятий, когда они уже практически начали экспортировать продукт. Деньги же, как считает Шепеляев, больше нужны в начале пути. Но, если их получить сразу, то в этом тоже есть «скрытая угроза». «Наш проект, к примеру, рассчитан на 10 лет и если через 3-5 лет на рынке что-то поменяется и проект провалится, то те льготы, которые я получил от государства, должен буду вернуть»,—отметил Андрей Шепеляев.

Директор ООО «Парижская коммуна ЛТД» Дмитрий Перцовский рассказал о том, что для того, чтобы увеличить объемы экспорта, предприятие должно выставляться на российских и зарубежных выставках примерно раз в месяц. «В 2019 году у нас было 4 большие выставки, одну нам оплатило государство. Двадцатый год был из-за пандемии смазанный. В 2021 году у нас намечено 7 выставок. Часть из них нам оплачивает правительство Ярославской области»,— сказал господин Перцовский. Он заметил, что крупные фирмы могут себе позволить активную выставочную деятельность, но малому бизнесу это весьма затруднительно.

Дмитрий Перцовский считает, что власти «все затраты малого бизнеса на выставки должны компенсировать», но только «выставочные расходы». Питание, проживание, перелеты он предложил не оплачивать. Однако Галина Пенягина призвала подумать о компенсации перелетов и проживания, поскольку стоимость этих расходов очень выросла в последнее время и это может стать существенным препятствием для выставочной деятельности ярославских предприятий.

Учредитель ООО «Полиграф Принт» Валерий Пивоваров рассказал о своей проблеме. Его продукция – канцелярские товары – продается коллекцией, которая включает в себя и школьные портфели. Их ярославцы импортируют из Китая, платя 15% пошлины. А потом эти ранцы со школьными принадлежностями идут на рынок СНГ и их снова облагают 15-процентной пошлиной. И получается, что портфель становится на 30% дороже для конечного потребителя. Он предложил взять за пример опыт стран ЕС, где товары передвигаются между странами более свободно и за меньшие деньги.

Некоторые предприниматели находятся еще в начале экспортного пути и только присматриваются к опыту коллег. «Мы пока не являемся активными экспортерами и прорабатываем рынки на предмет очень высокотехнологичной и конкурентной продукции - такой, как программное обеспечение в области безопасности. Уже много лет занимаемся этим, но там своя специфика, нам надо осваивать европейские рынки и много преград, чтобы российский продукт в области безопасности присутствовал там»,— сказал “Ъ-Ярославль” председатель совета директоров ООО «ПСЦ Электроника» Николай Овченков.

«Участвуя в этом экспортном совете, мы хотели бы определить задачи даже не для себя, а для правительства Ярославской области. От него нам надо два основных фактора для успешной реализации наших зарубежных проектов. Первое - это лоббизм. И второе - гибкая кредитно-финансовая политика. Меньшая ставка, быстрые кредиты», - сказал генеральный директор ООО «Рыбинская верфь» Сергей Антонов.

Коммерсантъ Ярославль