Электротехнический рынок: почему падает параллельный импорт
О том, как развивается российский электротехнический рынок после ухода ведущих мировых компаний, рассказал генеральный директор IEK Group Андрей Забелин.
— В Российской ассоциации электротехнических компаний (РАЭК) заявляли, что в 2023 году рынок электротехнических изделий «тормозился», но в 2024 году стал стабильным, отмечалось расширение ассортимента российских брендов. Совпадают ли эти оценки с вашими, что происходило в отрасли?
— В целом мы небезосновательно можем оценить динамику как хорошую. И это несмотря на то, что во второй половине прошлого года на электротехнический рынок стало сильно влиять повышение ключевой ставки: задержки платежей, макроэкономические факторы вызвали определенное торможение. Ощущалось, что на рынке стало меньше денег, однако он оставался живым. Мы отметили снижение продаж в августе, но потом ситуация выправилась. В этом году мы ожидаем стабилизацию рынков, и во многом на это будет влиять продолжающийся процесс вытеснения иностранных брендов российскими.
— В РАЭК констатировали, что в 2022 году после ухода ведущих мировых компаний доля параллельного импорта в отрасли составляла 20%, а сейчас упала в несколько раз, в тренде — локализация производства. Действительно ли заказчики теряют интерес к параллельному импорту?
— Заказчики точно теряют интерес к параллельному импорту. Сегмент потребителей, для которых он пока востребован, — домохозяйства и сектор мелких ремонтов. Конечно, цены на зарубежную продукцию остаются высокими, однако любой желающий на маркетплейсе может купить импортное устройство, скажем, автоматический выключатель европейской марки.
Но для сфер промышленности и коммерческой недвижимости параллельный импорт стал куда менее актуален. В проектах, которые были запущены ранее или, тем более, близки к завершению, искать замену импортному оборудованию может быть крайне невыгодно, и компании пытаются купить зарубежные электротехнические товары. Но если закладывается новый проект, участники рынка стараются избегать параллельной схемы закупок, поскольку не хотят быть зависимы от ненадежных каналов поставок и непредсказуемых цен. Поэтому в профессиональном сегменте параллельный импорт сходит на нет быстрыми темпами.
— В прошлом году ваша компания получила премию Investment Leaders Award за покупку мощностей Legrand. Что происходило с ними в 2024 году, удалось ли локализовать производство?
— Когда мы только приняли этот актив, то он был встроен в мировую кооперационную модель Legrand. Какие-то элементы производились на российском предприятии и отправлялись в Европу, а оттуда, наоборот, компоненты других изделий привозили в Россию на сборку. Когда эти цепочки порвались, нам пришлось с большими сложностями заменять европейские комплектующие. На этот процесс ушел год. И теперь мы можем констатировать, что более чем для 90% продукции Legrand мы либо нашли аналогичные комплектующие, либо смогли локализовать производство недостающих деталей.
В целом же производство IEK Group развернуто на 11 собственных площадках в России и локализовано в значительной степени: сейчас доля от выручки с продукции, произведенной в России, составляет порядка 50%, и мы планируем ее увеличивать до 60%.
— В вашей компании ранее оценивали объем сегмента рынка электроустановочных изделий, модульных автоматических выключателей, аппаратуры защиты и коммутации электросетей в 170 млрд руб. по итогам 2023 года. Как менялись обороты рынка в прошлом году, насколько удалось вырасти российским производителям?
— Мы выросли на 14% в 2024 году и в целом опередили рынок, который рос в среднем примерно на 10%.
В рамках нашей стратегии мы расширяем присутствие в высоких ценовых сегментах, и это позволяет увеличивать нашу долю рынка и обеспечивать устойчивый рост.
— В РАЭК отмечали, что российские заказчики стали проявлять больше интереса к промышленной автоматизации. Отмечаете ли вы такой тренд в вашей компании? Играют ли роль в этом процессе программы господдержки?
— Действительно, мы для себя четко выделяем этот тренд, причем как в части «железа», так и по линии программного обеспечения. Наша компания развивает семейство программных продуктов MasterSCADA для промышленной автоматизации. Ежегодно в этом секторе мы наращиваем оборот более чем на 50%. Видим востребованность у потребителей и активно замещаем ушедшие из России бренды. В этом году, например, в сотрудничестве с одним производителем телеком-оборудования у нас появился программно-аппаратный комплекс, позволяющий в режиме реального времени следить за состоянием структурированных кабельных сетей.
Поддержка со стороны государства ощущается серьезная. В частности, в структуре IEK Group есть собственная IT-компания, которая имеет все положенные айтишникам льготы от государства и выступает резидентом «Сколково». Цифровой продукт, который мы производим, получает значимые льготы, например, по налогу на прибыль.
— Как оцениваете перспективы рынка? На каких направлениях вы планируете сосредоточиться в ближайшее время?
— Если взглянуть исторически, взяв большой период времени, то становится очевидно: на нашем рынке никогда не было серьезных просадок. Если другие отрасли довольно волатильны, то электротехнический рынок почти всегда стабильно растет. Понятно, что нынешние макроэкономические условия в России скорее негативны. К примеру, снижается спрос на электротехническую продукцию в сегменте новостроек и ипотечного жилья. Однако при этом он сохраняется в элитном жилье, коммерческой недвижимости, строительстве складов. Мы открыли для себя активно растущий сегмент строительства центров обработки данных (ЦОД). Для них была создана система низковольтных комплектных устройств премиум-сегмента Format pro. Этот продукт хорошо продается, наша компания — активный поставщик в этой отрасли, а значит, рынок высоко нас оценивает. Ведь ЦОД — одни из самых требовательных заказчиков, так как для них любой простой порождает большие убытки.
Мы стремимся не просто расширять линейки ассортимента, но и развивать собственное направление R&D. Ежегодно 5–6% оборота компании приходится на новинки, и это высокий показатель для консервативного рынка электротехники.
В целом мы заметили интересную и обнадеживающую тенденцию: даже когда определенный сегмент рынка проседает, смежные отрасли его активно вытягивают. Так что наши ожидания по рынку умеренно оптимистические, и мы рассчитываем на улучшение макроэкономической обстановки.