16.12.10

Эстония перспективна как центр логистики между Востоком и Западом

Ведущий научный сотрудник Эстонского института конъюнктуры Леэв Куум полагает, что трудные времена для эстонской экономики прошли. По мнению Л.Куума, точку зрения которого разделяет и ряд других экспертов, будущее эстонской экономики во многом связано с развитием логистики (транзита) и банковской системы.

Барометр экономики

Основанный в 1934 году, после «великого кризиса» 30-х годов, Институт конъюнктуры ведет регулярные ежемесячные исследования по выявлению состояния и перспектив развития экономики. В тогдашней «буржуазной» Эстонии четко осознали, что во многом причиной экономического кризиса, который встряхнул и балтийские страны, был недостаток информации о развитии рынка, о спросе и предложении и других тенденциях. Даже сторонникам лозунга «невидимая рука управляет рынком» стало понятно, что мониторинг состояния и динамики хозяйственной деятельности будет полезен для принятия важных решений, способных повлиять на экономику.

Институт ведет сбор информации, которая становится неотъемлемой частью европейской и общемировой статистики. Так, ежемесячно проводится опрос более 500 руководителей предприятий Эстониии - как идут у них дела? Как развивалась продажа, какова тенденция спроса на товары и услуги? Растет численность работников или сокращается? Также ежемесячно опрашивается 800 семей.

Потеряли 100 тысяч работников

В 2008 году экономика Эстонии "перегрелась" (рост 10%) - резкий спрос на кредиты и на жилье. В стране были приняты меры "по охлаждению", но в сентябре того же года случился банковский кризис в США, который аукнулся повсеместно, не исключая и Эстонию. В 2009 году страна потеряли 20% объема производства и почти 30% экспорта - Финляндия и Швеция сократили объем покупок из Эстонии. 660 тысяч работников было в ЭР в лучшие года, а потеряли во время кризиса почти 100 тысяч. Упал спрос и на внутреннем рынке, резко сократились инвестиции в новое производство.

А что теперь? «Можно определенно сказать, что самые трудные времена уже прошли», - оптимистично размышляет Л.Куум. В мае 2009 года был пик кризиса, а теперь дела идут к лучшему. В этом году ожидается рост валового продукта по сравнению с 2009 годом почти 3%. (Тут надо пояснить, что 2009 год, на базе которого прогнозируется 3-процентый рост, характеризовался весьма низкими показателями). Как считает ученый, основываясь на исследованиях, особенно динамично восстановление идет в промышленности - возобновились заказы на эстонскую продукцию и услуги в Швеции, Финляндии и Германии и, по мнению Л.Куума, восстановлен экспортный потенциал докризисного уровня 2008 года.

Кренгольм: Трудно, но не безнадежно

Говоря о Кренгольме, ученый поясняет: «Думаю, что текстильное производство не очень перспективно в Эстонии. Сырье привозилось из других стран, конкурировать с азиатскими странами, выпускающими текстиль, было очень сложно. Но приятно было слышать, что нашлись те, кто готов рисковать и возобновить производство на Кренгольме». По мнению Л.Куума, перспективы у текстильной отрасли в Эстонии трудные, но не безнадежные. (Еще, видимо, придется разбираться, почему рухнул Кренгольм, славящийся высококачественными тканями, комбинат даже работал по контракту с московскими футбольными клубами ЦСКА, «Спартак» и европейскими спортклубами).

«Мы стали понимать, что те ценны иностранные инвестиции для Эстонии, которые обеспечивают рынок сбыта в Европе. А раньше думали, что нам помогут новые технологии... Для маленькой страны экспорт - это спасение. Рыночная экономика - это экономика продавцов».

По словам эксперта, Кренгольм будет спасен, если найдется новый владелец, для которого не будет проблемой поиск в Европе рынка сбыта нарвского текстиля.

А что за горизонтом?

Л.Куум размышляет о перспективах: эксперты проанализировали будущее эстонской экономики, многие из них считают, что Эстония перспективна как центр логистики между востоком и западом, как транзитный коридор, в котором свою роль играют морские торговые порты. «Думаю, что 100 тысяч человек могли бы работать в области логистики, а сегодня наверное 70 тысяч уже занято в данной сфере». Еще одним перспективным направлением для Эстонии считается развитие страны как финансового центра - по образцу Лихтенштейна или Швеции, в которых ведущие роли у банковского бизнеса.

Эстония располагает возможностями для подготовки новых специалистов для финансового сектора, в котором сейчас занято около 20 тысяч работников, с учетом инвестиционных компаний. По мнению ученого, в этой сфере могло бы работать 60 тысяч человек, то есть около 10% от всех занятых в эстонской экономике.

В сельском хозяйстве сейчас работает очень мало - около 5%, а в свое время было 30%. Нет рынка сбыта сельхозтоваров. В то же время наш собеседник полагает, что и в этом секторе экономики может быть прорыв: «Думаю, что в Эстонии можно производить сельхозпродуктов в два раза больше, чем сейчас».

mnenie.ee