10.03.16

ФАС обеспокоена консолидацией парка вагонов

Операторы, консолидировав парк вагонов, могут резко и необоснованно поднять цены на свои услуги, пишут Ведомости со ссылкой на ФАС. Ведомство запросило крупнейших операторов предоставить данные за 2014 и 2015 гг. о парке вагонов, перевозке грузов, средних ставках предоставления грузового вагона. Кроме того, операторы должны раскрыть принципы ценообразования на свои услуги.

Опасения ФАС связаны с планом консолидации парка, который обсуждается операторами и лизинговыми компаниями. Государственная транспортно-лизинговая компания разработала план «Ураган», предполагающий сосредоточение у одной структуры около 250 тыс. полувагонов, принадлежащих подконтрольным государству лизинговым компаниям «ВЭБ-лизинг», «ВТБ лизинг», «Сбербанк лизинг», «Газпромбанк лизинг», «Трансфин-м». После этого вагоны предлагается передать в аренду ФГК, ПГК, Нефтетранссервису или иному оператору, который должен будет списать около 100 тыс. единиц старого парка и поднять ставку за предоставление вагона с нынешних 550–600 руб. в сутки до уровня, предусмотренного прейскурантом 10-01 (около 830 руб.). ФГК, получившая в управление парк «УВЗ-логистик» и планирующая оформить его в аренду, стала крупнейшим оператором полувагонов. ФАС опасается, что это также может оказать давление на цены.

По словам представителя ФАС, если возникнет риск нарушения антимонопольного законодательства в результате злоупотребления доминирующим положением, в том числе коллективным, могут быть приняты меры антимонопольного регулирования вплоть до введения регулирования вагонной составляющей на уровне текущей доходности плюс 7,5%.

По данным ГТЛК, тариф при реализации плана «Ураган» не превысит прогноз по инфляции. При увеличении доходности до 800 руб. доля операторской ставки в конечной цене продукта составит 8%.

В ФГК заявили, что если ставка на пользование полувагонами останется на текущем уровне, отрасль лишится источников для обновления парка. В компании уверены, что операторские компании не смогут обслуживать кредиты, взятые под покупку нового парка, что может привести к дефициту подвижного состава на сети, невывозу грузов и падению доходов инфраструктуры. По расчетам ФГК, чтобы покупка полувагонов была окупаема, доходность должна быть около 790 руб./сутки. При ее текущем уровне вагон не окупить даже за весь его срок службы. С этим согласились и в ПГК.

По оценкам ФАС, увеличение вагонной составляющей до 800–900 руб. за полувагон в сутки приведет к дополнительной нагрузке на грузоотправителей в 50–60 млрд. руб. Перевозка угля может подорожать на 19%, руды – на 17%, цемента – на 18%, щебня – на 22%. При этом дополнительная прибыль может пойти не на пополнение парка, а на погашение существующих долгов или дивидендные выплаты. ФАС считает, что необходимо сохранить максимальный рост конечной стоимости перевозки для грузоотправителя на уровне 7,5%.

Infranews