26.07.10

FESCO ушли по-дальневосточному

First Quantum и Транспортная группа FESCO подтвердили SeaNews факт совершения сделки по продаже долей FESCO в терминалах ООО «Национальная контейнерная компания». Стоимость сделки составила $900 млн.

Покупателем выступила компания, «дружественная First Quantum», соучредителю НКК. В НКК не смогли назвать компанию, однако подтвердили, что это структура Андрей Кобзаря. В финансировании сделки принимал участие Сбербанк. По имеющейся информации, банк одобрил выделение First Quantum кредита на выкуп доли FESCO в компаниях в составе НКК на сумму $440 млн еще в декабре 2009г. Как отметили в First Quantum, окончательная сумма сделки была достигнута в ходе переговоров с FESCO.

Предметом сделки стали терминалы, входящие в группу НКК: 50% в ЗАО «Первый контейнерный терминал» (вместе с 50% в дочерней компании ПКТ ООО «Логистика Терминал»), 40% в ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал» (где в состав акционеров входит также Eurogate) и 25% в ОАО «НУТЭП» (акционером которого является также Группа «Дело»). НКК как управляющая компания изначально не продавалась, объяснили SeaNews в НКК, речь шла именно о продаже терминальных активов.

Обе стороны высказывают удовлетворенность сделкой. «Мы считаем цену, предложенную нам, справедливой, даже хорошей. Это рыночная цена, – сказал SeaNews вице-президент по корпоративным коммуникациям FESCO Станислав Вартанян. – Это выгодная сделка со всех точек зрения. Три с половиной года назад мы купили эти активы за $375 млн».

«Рост на рынке контейнерных перевозок, который наблюдается в России с середины 2009 года, свидетельствует о том, что отрасль восстанавливается после кризиса. По итогам первого полугодия, грузооборот терминалов НКК (ПКТ и НУТЭП) составил 619 601 TEU – это на 32,3% больше, чем в 2009г. Также эти результаты на 4,3% превышают грузооборот «докризисного» 2008г., подтверждая, что НКК удалось преодолеть негативные последствия экономического спада. И мы уверены, что в условиях роста экономики и с новыми акционерами компания сможет реализовать свои проекты», – прокомментировала SeaNews сделку президент НКК Алена Ашуркова.

В НКК рассматривают завершение сделки как возможность начать работать по проектам, которые ранее откладывались из-за разногласий акционеров. «Раньше развитие проектов если не замораживалось, то любое движение требовало длительных согласований. Внутри НКК и First Quantum достичь договоренности будет проще», – считает собеседник SeaNews в НКК.

План развития ПКТ предполагает выход на 1,6 млн TEU, NUTEP – на 500 тыс. TEU, УЛКТ – на 3 млн TEU, Укртрансконтейнера - на 4 млн TEU.

Напомним, наиболее серьезные разногласия у бывших партнеров по НКК вызывали сроки реализации проекта контейнерного терминал в Усть-Луге. Чтобы ускорить движение по проекту, First Quantum даже предлагала выкупить долю в этом терминале отдельно, однако договоренности достичь не удалось.

FESCO намерено использовать вырученные от продажи средства на реализацию собственных проектов. «Планов очень много, хотя форму конкретных сделок они пока не приняли, – говорит С.Вартанян. – Безусловно, мы будем инвестировать в портовые и терминальные активы – как существующие, так, возможно, и новые. Определенное количество инвестиционных проектов было приостановлено либо темпы работы по ним были скорректированы в связи с неблагоприятной экономической ситуацией. В частности, это строительство наземного терминала в Михнево под Москвой, развитие терминальных мощностей на Дальнем Востоке на базе ВМТП и ВКТ. «Русская тройка» приобрела участок у Минобороны, там хорошие возможности для развития, которыми мы не преминем воспользоваться».

Напомним, переговоры о продаже долей в активах НКК продолжались с августа прошлого года. Аналитики оценивают мультипликатор EV / EBITDA, по которому завершили сделку FESCO, в 15 – это выше по сравнению с сопоставимыми активами как в России, так и за рубежом.

Для российского контейнерного рынка сумма сделки является беспрецедентной. Напомним, сопоставимую сумму (900 млн евро) получил порт Роттердам от Европейского инвестиционного банка на строительство на Маасвлакте 2 – совершенно нового грузового района на создаваемых с нуля намывных площадях.

Дальнейшее затягивание финансирования строительства и ввода в эксплуатацию терминалов группы на зрелом рынке с высокоагрессивной игрой конкурентов могло привести к падению рыночной доли, что поставило бы партнеров в ситуацию цуцванга – так в шахматах называют положение, в котором одна из сторон оказывается вынужденной сделать невыгодный очередной ход.

Справочно: планы развития терминалов НКК

ПКТ: Планы развития предусматривают образование новой территории, строительство нового причала длиной 205м, в дальнейшем – вынос офисных и вспомогательных помещений, ж.д. путей за территорию терминала. Текущая пропуска способность – 1 100 000 TEU, при полном развитии – 1 600 000 TEU.

НУТЭП: Планы развития предусматривают увеличение тыловых площадей, удлинение существующего причала и строительство нового причала длиной 320 м, в дальнейшем – перенос ж/д фронта и строительство автоэстакады. Текущая пропуска способность – 215 000 TEU, при полном развитии – 550 000 TEU.

УЛКТ: При полном развитии пропускная способность терминала составит 3 млн TEU, для чего будет построено 1,7 км причальной стенки, произведено дноуглубление до 16,5 м и приобретена специализированная перегрузочная техника.

SeaNews; 26.07.10