20.08.07

Финляндия останется без российских легковушек?

В России бум строительства терминалов по перевалке легковых автомобилей. Только за последний год на побережье Балтийского моря было анонсировано четыре проекта. Местные стивидорные компании уверяют, что если все терминалы будут построены, без работы останутся порты Финляндии, через которые в настоящий момент в Россию поступает 75% импортируемых автомобилей.

Есть спрос – есть и предложение

Большинство автомобилей доставляется в Россию в смешанном сухопутно-морском сообщении. Около 75% машин, импортируемых в страну, поступают сначала в финские порты, откуда затем транспортируются фурами-автовозами по сухопутному маршруту. Общая выручка компаний Финляндии, обслуживающих этот поток, составляет около $500 млн. Оставшиеся 25% распределяются между Дальним Востоком России, а также портами стран Балтии.

Через пару лет ситуация должна измениться. За короткое время в России было заявлено несколько крупных проектов, которые призваны ликвидировать существующий дефицит терминалов по перевалке автомобилей.

В 2006 году компания «Онега» открыла в торговом порту Санкт-Петербург площадку для перевалки легковушек. К концу 2007-го планируется обработать 10000 – 25000 единиц техники, а в 2008 году – до 180 000 единиц в год. Представители компании предполагают, что с введением терминала в работу объем транзита из Финляндии через сухопутные пограничные переходы будет сокращен примерно на треть.

Непосредственно логистикой поставок и таможенными операциями занимается партнер «Онеги» ООО «Российские транспортные линии» (РТЛ). По словам директора по маркетингу и связям с общественностью РТЛ Елены Жадановой, «перевалка на терминале «Онега» стоит дороже, чем в финских портах, однако за счет более короткого плеча доставки общая экономия компаний-импортеров и производителей в пересчете на одну машину составляет от $300–500 по сравнению с финским маршрутом.

Еще один новый терминал расположился по соседству, также в порту Санкт-Петербург. Проект принадлежит компании «Морской рыбный порт», которая на своей территории организовала площадку для единовременного хранения 700 автомобилей, вложив $1 млн. Инициаторами проекта явилась РТЛ, которая так же, как и в случае с «Онегой», осуществляет все логистическое сопровождение груза.

Заявленная пропускная способность терминала – 75 000 автомобилей в год. В настоящий момент порт загружен паромной линией компании Euro Marine Carriers, соединяющей английский порт Тайн и Санкт-Петербург.

Ждите новичков

Кроме уже реализованных существуют проекты, которые будут запущены в ближайшее время. ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб) объявило о решении построить терминал на 80 000 единиц в год, который планируется закончить к концу 2007 года.

Еще два проекта заявлено рядом с Санкт-Петербургом, в Ленинградской области, также на побережье Финского залива. ОАО «Компания «Усть-Луга», которая выступает девелопером одноименного порта – самого масштабного проекта в отрасли за последние годы, – строит специализированный терминал, первая очередь которого будет готова уже к концу 2007 года. Благодаря обширной площади (8 га), он сможет переваливать 100 тыс. автомобилей в год. На завершающем этапе, к 2010 году, площадь объекта составит уже 67 га, что позволит пропускать 360 тыс. машин. Подобная мощность, по мнению представителей компании, позволит полностью забрать все те потоки автомобилей, которые в настоящий момент поступают в Россию через Финляндию.

Заместитель генерального директора ОАО «Компания «Усть-Луга» Александр Головизнин отметил: «Мы работаем с крупнейшими автопроизводителями, формируем клиентскую базу. Делегации практически всех автомобильных компаний побывали в порту с деловыми визитами. Параллельно со строительством идет договорная работа. Естественно, мы стараемся, чтобы цены на перевалку были сопоставимы с ценами в финских и прибалтийских портах».

Партнером ОАО «Компания «Усть-Луга» является ЗАО "РейлТрансАвто" (РТА) – совместное предприятие ОАО «РЖД» и «ТрансГрупп АС», специализирующееся на перевозках легковушек железнодорожным транспортом. РТА обеспечит терминальную обработку и таможенную очистку грузов на собственных комплексах в Московской области, Новосибирске и Екатеринбурге. Помимо этого, планируется строительство дороги Усть-Луга – Новгород – Москва, что обеспечит перевозку грузов автомобильным транспортом. Предполагается, что первоначально вывоз автомобилей будет осуществляться автовозами, а с 2008 года начнется отправка специализированными железнодорожными составами.

Рядом с Усть-Лугой должен появиться и еще один терминал – Новая гавань, этот проект реализует автомобильный дилер «Автопродикс», который в настоящее время создает холдинг вместе с РТЛ. По словам Елены Жадановой из РТЛ, в настоящий момент ее компания ведет «переговоры со всеми представленными в России торговыми марками и уже работает с такими компаниями, как Toyota, General Motors, Honda, Mazda, Volvo, Yamaha и Sokia. Полностью проект должен быть реализован через два года, объем инвестиций – $120 млн. Первая очередь Новой гавани мощностью 120 тыс. автомобилей в год сможет принять первый паром в конце 2007 года. Полная мощность терминала – 250 тыс. машин.

Банальные вещи

Несомненно, в случае реализации всех перечисленных проектов в выигрыше останется российский потребитель. Ведь те риски, которым подвергается автотранспорт при доставке из Финляндии, хоть и в малой степени, но все-таки влияют на стоимость автомобилей.

«Даже незначительные (для другого вида груза) механические повреждения перевозимого автомобиля могут стать причиной полного уничтожения – допустим, привести к необходимости вытяжки кузова. А такой автомобиль дилер может признать полностью непригодным. Естественно, это влияет на тариф, – говорит Сергей Семенков, руководитель отдела оценки и анализа рисков при страховании грузов северо-западного дивизиона компании «Ренессанс страхование».

По мнению коммерческого директора крупнейшей петербургской компании по продаже автомобилей «Экспо-кар» Константина Ковалешина, производители готовы изменить свои транспортно-логистические цепочки. «Более того, если крупнейшие автопроизводители строят свои заводы на Северо-Западе России, значит они перестроили свою транспортную политику. В Санкт-Петербурге постепенно складывается необходимая инфраструктура. Финляндия стала лишним звеном на пути к российскому потребителю», – считает он. К слову, именно отношение производителей к новым терминальным проектам в России участники рынка называют решающим фактором: если автомобильные концерны готовы воспользоваться услугами российских портовиков, то успех гарантирован. Однако не следует забывать о, казалось бы, банальных вещах – грузовладелец хочет получить услугу по доставке «от двери к двери», а терминал, пусть и качественный – всего лишь звено в этой цепочке.

Наша справка:

Объем продаж автомобилей на российском рынке в первом полугодии 2007 года составил 1 165 000 машин, в денежном выражении – $20,6 млрд. Из общего количества проданных автомобилей – 300 000 составляют российские машины, еще 205 000 были выпущены иностранными производителям, имеющими свое производство в России. Остальная часть приходится на импортные машины. По оценке экспертов, бум в России продлится еще несколько лет, увеличиваясь на 10% в год. По итогам первой половины 2007 года рост составил 28,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Если темпы роста сохранятся на нынешнем уровне, уже в 2007 году российский рынок превысит по размерам французский, а в 2008-м – английский и итальянский.


РЖД-Партнер; 20/08/07