20.12.05

Шелковый путь спустя четыре века


Владимир Елин, презедент корпорации ЕМСТС, к.т.н

Bпервые идея открыть свой Шелковый путь родилась в корпорации ЕМСТС еще в середине 90-х годов. Его несомненная перспективность была очевидна уже тогда, но реализация даже самой перспективной идеи невозможна без соответствующего экономического климата. А в то время грянул кризис и крупные инвесторы не торопились вкладывать деньги в кризисную экономику. Однако эта отсрочка не погубила проект, а наоборот, позволила его серьезно просчитать и доработать. Теперь момент настал. Рынок созрел для подобных проектов. Стабилизировались цены. Дефицит складских площадей класса А во много раз превышает предложение. И хотя такие же планы сейчас прорабатывают многие крупные и средние логистические компании, ЕМСТС стала первой. Это социальный проект, направленный на развитие экономики в регионах России.

О чем идет речь

Суть проекта заключается в том, чтобы связать в единое логистическое пространство все российские города-миллионни-ки от Владивостока до Калининграда. Расчетный срок реализации проекта, разбитого на 6 этапов, составляет 8 лет. Первая очередь включает в себя строительство складов класса А в Московском (80 тыс. кв. м) и северо-западном (60 тыс. кв. м) регионах. Почти параллельно будет вестись и строительство складов класса А площадью от 15 до 20 тыс. кв. м во всех горо-дах-миллионниках. При этом участки выбираются с таким запасом, чтобы в дальнейшем иметь возможность увеличить складские площади в 2 - 3 раза. Они непременно должны располагаться вблизи федеральных трасс и иметь железнодорожные ветки с акцентом на промышленную зону. Одновременно ведется работа по выбору компании-застройщика, которая готова и может вести строительные работы в круглосуточном режиме сразу на нескольких площадках в разных городах. За ходом строительных работ можно будет наблюдать в режиме on-line на сайте ЕМСТС.

Этот проект является логическим продолжением всей более чем 10-летней истории развития корпорации ЕМСТС. Недостаточно построить сеть складов. Их еще нужно связать в единую логистическую цепь. В течение нескольких лет на действующих терминалах отрабатывались различные элементы работы такой цепи: международные грузоперевозки всеми видами транспорта, таможенная очистка широкой номенклатуры товаров, обработка товаров на складе с применением штрих-кодирования, доставка грузов от двери до двери в 200 городов России. Опыт наработан - пора применять его в более широких масштабах. Шелковый путь предполагает за 4 года увеличить складские площади ЕМСТС в 6 раз. При этом также увеличится их универсальность, что позволит обеспечивать хранение и переработку различных групп товаров от продуктов питания до медикаментов в температурных режимах от глубокой заморозки (-28 С) до нормального (+18 С). Кроме того, будет осуществляться мониторинг товара в пути на основе космических технологий, доставка грузов по всему Шелковому пути от восточных до западных границ России, сопровождение и страхование грузов в пути, а также помощь в таможенном оформлении грузов, пересекающих границы легальным способом.

Во всех логистических центрах корпорации планируется открыть СВХ (склады временного хранения) и собственные брокерские отделы. Уверенность компании в своих планах основана на опыте уже действующих подразделений корпорации, в том числе и Интернет-портала Виртуальная таможня . Уже более 10 лет ЕМСТС имеет лицензию таможенного брокера, которая недавно была пролонгирована до 2009 года.

Большие планы -большие деньги

Строительство около 350 тыс. кв. м складских площадей класса А к 2010 году требует значительных капиталовложений. На период с 2006 до 2010 года запланировано инвестировать в проект около $236 млн. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными соинве-сторами, в том числе с давним партнером ЕМСТС - компанией КогалымФинансСервис , которая работает в сфере элитной недвижимости, а также участвует в ряде производственных программ, таких как производство медикаментов, переработка мусорных отходов и производство оборудования для нефтехимической отрасли. В ближайшее время круг финансовых партнеров определится.

Справедливости ради следует отметить, что вообще идея создания единой сети складов, охватывающих всю территорию нашей страны, назрела сегодня в планах целого ряда компаний. Об этом заявили некоторые компании -основные конкуренты ЕМСТС, например Национальная Логистическая Компания (НЛК), ФМ Ложистик , группа компаний Каскад , Национальное Логистическое Партнерство (НЛП).

Группа компаний Каскад , располагающая сегодня 350 тыс. кв. м складских площадей в Москве, Воронеже, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону, планирует к 2007 году выйти на 1 млн кв. м. НЛК заявила о проекте строительства 220 тыс. кв. м в горо-дах-миллионниках. Остальные компании о конкретных мероприятиях пока не говорят. Тем не менее именно этот путь неизбежен, поскольку в России пока нет сложившейся развитой логистической структуры, она только начинает формироваться. Дефицит складов класса А в городах-миллионниках, по самым скромным оценкам, составляет 7,5 - 8 млн кв. м. Реализация намерения ЕМСТС довести свои складские площади до 1 млн кв. м позволит компании захватить от 7 до 14% рынка логистических услуг в стране.

КОММЕНТАРИИ:

Александр Федотов, руководитель отдела маркетинга 000 Национальная Логистическая Компания

Говоря о перспективах проекта, можно отметить, что действительно регионы активно развиваются, и это привлекает внимание и активность ведущих российских и международных производственных и торговых компаний. А они, в свою очередь, нуждаются в логистических услугах такого же уровня, как и в Московском регионе. К этому можно прибавить мечты о создании работающего транзитного коридора между Юго-Восточной Азией и Европой через Россию и соответственном заработке при обработке этих потоков.

Что касается современных складов, по крайней мере доступных в аренду, на так называемом Шелковом пути их действительно практически нет. Существуют планы как локальных игроков, так и федеральных компаний, в том числе и НЛК, по строительству новых терминалов в основных городах страны.

Тем не менее даже если все планы будут реализованы в обозначенные сроки, особо сильной конкуренции это не создаст, так как по большинству заявленных проектов стандартная площадь складского комплекса на один регион -10 - 20 тыс. кв.м, в то время как недостаток складских площадей класса А по городу-миллионнику, как правило, оценивается от 200 - 300 тыс.кв. м и выше. То есть места хватит сразу для нескольких игроков практически по всем городам. Так что мы приветствуем решение уважаемой нами компании ЕМСТС о выстраивании подобной сети. Если говорить о самом строительстве в регионах, то там те же проблемы, что и в Московском регионе: мало подходящих участков с коммуникациями и хорошими подъездными путями, достаточно дорогостоящее строительство (не намного дешевле, чем в Москве) и необходимость проведения большого количества всевозможных согласований.

Горячев Максим, руководитель отдела рекламы и PR Группы компаний Каскад

Проект, безусловно, многообещающий! В данном сегменте рынка прослеживается четкий интерес в наличии разветвленной сети складских комплексов с полным объемом логистических услуг, вызванный прогрессирующим развитием экономической ситуации в регионах. И российские, и иностранные компании проявляют повышенную заинтересованность к подобного рода проектам и предложениям. Мы тоже не остались в стороне, и на текущий момент российская складская сеть Каскад уже включает в себя шесть крупных объектов в Подмосковье, Ульяновске, Челябинске, Воронеже, Рязани и Нижнем Новгороде; некоторые из них уже действуют в рабочем режиме, а некоторые реконструируются и в ближайшее время будут полностью готовы к приему грузов.

В целом же проект РСС Каскад предусматривает построение и развитие сети современных логистических комплексов в крупных промышленных центрах России общим объемом 1 000 000 квадратных метров до 2007 года. Планируемая сеть, как крупный логистический провайдер, будет предоставлять услуги по складированию, транспортировке и управлению единой логистической цепью снабжения и координации деятельности подрядчиков. По сути, наличие подобного рода сети складских комплексов очень гармонично вписывается в проект Шелковый путь и на текущий момент является, наверное, единственным реальным предложением подобного масштаба с собственными готовыми к работе площадями.


Журнал ЛОГИНФО от 11.2005