22.05.18

ФТС предлагает превентивно противодействовать незаконному выводу капитала за рубеж

FINMARKET.RU - Федеральная таможенная служба (ФТС) подготовила предложения по применению органами валютного контроля мер превентивного противодействия незаконному выводу капитала за рубеж, основанного на субъективно-ориентированном подходе.

Предложения ФТС направлены Минфином для рассмотрения и формирования консолидированной позиции в Минэкономразвития, Минюст, ФНС и Росфинмониторинг, а также в ЦБ РФ, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с инициативами таможенной службы.

ФТС считает, что предлагаемыми мерами будет компенсировано смягчение норм валютного регулирования и ответственности за нарушение валютного законодательства в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности.

На основе анализа собственной практики валютного контроля службой сделан вывод, что подавляющая часть нарушений валютного законодательства совершается номинальными юрлицами (фирмами-однодневками), используемыми для незаконного вывода капитала из РФ под видом внешнеторговой деятельности в рамках мнимых (притворных) сделок.

Отсутствие на балансе у таких юрлиц имущества и денежных средств не позволяет полностью возместить причиненный государству ущерб.

Пока превентивная деятельность таможенников в области валютного контроля сводится к передаче уполномоченным банкам информации о признаках совершения участниками внешнеэкономической деятельности сомнительных финансовых операций, на основании которой банк вправе отказать клиенту в совершении валютных операций либо расторгнуть с ним договор банковского счета. Причем принятие такого решения банком является его правом, а не обязанностью.

То, что соответствующее решение принимает коммерческая организация, а не уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, по мнению ФТС, не обеспечивает в полной мере предотвращение проведения валютных операций, совершаемых в целях незаконного вывода капитала из РФ.

Поэтому ФТС предлагает разработать алгоритм межведомственного взаимодействия, позволяющий органам валютного контроля принимать решения о приостановлении уполномоченными банками сомнительных валютных операций по счетам резидентов, а также запрашивать у банков информацию об основаниях и источниках поступления денежных средств на счета резидента.

В качестве критериев для отнесения валютной операций к категории "сомнительных" может быть использована информация о наличии у резидента неисполненных обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов при осуществлении им внешнеторговой деятельности, а также о представлении при госрегистрации резидента в уполномоченный орган документов с заведомо ложными данными, в том числе повлекшими внесение в Единый госреестр юрлиц недостоверных сведений;

ФТС отмечает, что в настоящее время органы и агенты валютного контроля имеют право запрашивать и получать только те документы, которые непосредственно относятся к контролируемой валютной операции, в то время как оценить законность или сомнительность проводимой операции зачастую возможно лишь посредством идентификации источников поступления выводимых из РФ денежных средств (сомнительные валютные операции в большинстве случаев имеют транзитный характер).

Наличие у органов валютного контроля информации о таких источниках будет способствовать выявлению лиц, заинтересованных в организации схем незаконного вывода денежных средств из РФ, а также определению подлинных целей и назначения переводов денежных средств за рубеж, которые могут свидетельствовать о признаках представления в уполномоченные банки подложных документов, полагают авторы инициативы.

Также они считают, что в случае законодательного закрепления понятия "незаконных" валютных операций представляется целесообразным изменить наименование и расширить диспозицию статьи 193.1 Уголовного кодекса РФ, предусмотрев уголовную ответственность за совершение таких валютных операций.