21.02.13

Гамбург остается вторым по величине контейнерным портом в Европе

В 2012 году грузооборот порта Гамбург достиг 130.9 млн. тонн (-1,0%). Объем перевалки генеральных грузов составил 91,5 млн. тонн (-1,2% по сравнению с прошлым годом). Также было обработано 39,4 млн. тонн массовых грузов (-0,4% по сравнению с прошлым годом). Таким образом, контейнерооборот, являющийся ключевой составляющей порта Гамбург, за 2012 год характеризуется небольшим спадом в 1,7% и достигает отметки в 8,9 млн. TEU. По данным результатам порт Гамбург остается вторым по величине контейнерным портом в Европе и четырнадцатым - в мире. Сокращение инвестирования и потребления в Европе за 2012 год особенно отразилось на перевалке импортных товаров в порту Гамбург. Объем импортной составляющей сократился на 3% и равен 73,9 млн. тонн. Экспортный сегмент, однако, снова характеризуется ростом на 1,9% по сравнению с прошлым годом и достигает объема 57,1 млн. тонн. Помимо прочего, положительная тенденция развития объясняется постоянным мировым спросом на немецкий товар. Порт Гамбург, как и прежде, является "Воротами мира" для немецкого экспорта и активно укрепляет эту позицию. За 2012 год объем переработанных груженых контейнеров в экспортном направлении составил 3,8 млн. TEU, увеличившись на 4,4% по сравнению с прошлым годом. Положительная тенденция в экспорте компенсировала спад (3,6%) в импорте груженых контейнеров, где объем достиг 3,8 млн. TEU. Незначительный спад контейнерооборота (-1,7%) до 8,9 млн. TEU объясняется в первую очередь сократившимся объемом перевалки порожних контейнеров: по сравнению с 2011 годом можно отметить спад перегрузки порожних контейнеров до 1,2 млн. TEU (-12,1%).

Для порта Гамбург характерен рост контейнерных перевозок между всеми континентами за исключением Азии. Контейнерооборот с Азией имеет большое значение для порта Гамбург, поэтому спад до 4,7 млн. TEU (-8,6%) в этом регионе негативно сказывается на общем контейнерообороте порта Гамбург. Изначальная причина сокращения контейнерных перевозок с Азией состоит в тяжелой экономической ситуации в Европе, ухудшении внешней торговли с Китаем и не состоявшегося в 2012 году пикового сезона в рождественский период.

Оборот контейнерных перевозок с Китаем (включая Гонконг), самым значимым торговым партнером порта Гамбург, снизился до 2,6 млн. TEU (-12,3%). Увеличившийся до 210.000 TEU (+7,1%) объем контейнерооборота с Индией не может компенсировать спад контейнерных перевозок с Китаем. Вторым по объему контейнерных перевозок регионом после Азии является Европа. За 2012 год было обработано 2,7 млн. TEU, что на 6,1% больше, чем за прошлый год. Рост контейнерооборота с Великобританией достиг 156.000 TEU (+30,2%), с Россией (вторым по значимости торговым партнером Гамбурга) 675.000 TEU (+13,3%). Контейнерооборот с Финляндией несколько снизился (334.000 TEU, -0,6%), а с Польшей - возрос (263.000 TEU, +10,6%).

Большое значение для контейнерооборота порта Гамбург имеет Америка (1,1 млн. TEU). Благодаря росту перевозок до 380.000 TEU (+28,1%) США занимают четвертое место в списке наиболее значимых торговых партнеров порта Гамбург в сфере контейнерных перевозок. В отличие от контейнерооборота с восточным побережьем Южной Америки, где прослеживается спад перевозок до 279.000 TEU (-7,8%), контейнерное сообщение с западным побережьем Южной Америки имеет положительную тенденцию развития (+8,8%) и объем перевозок составляет 120.000 TEU. Контейнерооборот с африканским регионом равен 238.000 TEU (+12,8%), с Австралией/Океанией - 43.000 TEU (+15,8%).

Объем перевалки неконтейнеризированных грузов (2,1 млн. тонн) уменьшился на 15,6% по сравнению с прошлым годом. Несмотря на то, что объем перевалки конвенциональных грузов в экспортном направлении вырос до 1,4 млн. тонн (+0,1%), объем перевалки конвенциональных грузов в импортном направлении снизился до 730.000 тонн (-34,6%). Рост экспорта в сегменте конвенциональных грузов объясняется, прежде всего, увеличением объема экспорта автомобилей и бумаги.

Объем перевалки массовых грузов в 2012 году составляет 39,4 млн. тонн (-0,4%) и лишь немного отстает от прошлогодних результатов. В то время как экспорт массовых грузов характеризуется ростом на 4,6% (9,9 млн. TEU), доля импорта грузов этого сегмента сократилась на 2,0% (29,5 млн. TEU). Объем экспорта насыпных грузов вырос на 2,4% и равен 2,5 млн. тонн. Перевалка навалочных грузов в экспортном направлении составляет 2,5 млн. тонн (+2,4%). Основной частью ввозимого массового груза является железная руда (+8,0%), объем импорта сырой нефти увеличился на 7,0% до 4,4 млн. тонн.

"Мы довольны растущим грузооборотом порта Гамбург в экспортном направлении. Положительная тенденция показывает в очередной раз, какое большое значение имеет немецкий рынок за рубежом и какую важную роль порт Гамбург играет во внешней торговли Германии. Однако мы не хотим приукрашивать общий итог: европейская экономика должна восстановиться и проявить готовность к инвестициям и потреблению. Благодаря растущему спросу в Европе и возрождающейся внешней торговле на наших важнейших экспортных рынках в 2013 году можно ожидать роста общего оборота. Развитие порта также очень сильно зависит от реализации будущих проектов инфраструктуры, например, развитие и углубление фарватера реки Эльбы",- делает акцент Клаудиа Роллер, председатель правления "Порт Гамбург Маркетинг е.В".

Франк Хорхь, сенатор по экономике, транспорту и инновациям, подчеркивает: "Порт Гамбург превосходно организован. Фундамент, на котором основывается долгосрочный успех, отличается своей стабильностью: это и удобное географическое положение между Северным и Балтийским морями с точки зрения транспортного сообщения, и великая экономическая мощь региона-метрополии, и высокое качество портовой и транспортной инфраструктуры. Портовая политика Гамбурга должна руководствоваться долгосрочными тенденциями и не поддаваться временным экономическим колебаниям".

Также Вольфганг Хуртьен, управляющий директор Администрации Порта Гамбург (HPA), подчеркивает сильные стороны инфраструктуры порта: "В 2012 году нам почти удалось сохранить лучший результат за историю портовой железной дороги, достигнутый в 2011 году. За прошедшие годы мы добились огромного прогресса. Совершенствование портовой железной дороги является все еще основным приоритетом".

Trans-Port