11.01.07

Железнодорожники недосчитались грузов

"Весь прошлый год железнодорожники России и Финляндии не переставали твердить о росте и перспективах развития грузовых перевозок между этими странами. Однако минувший год подвел под этими разговорами весьма странную черту: по его итогам перевозки между двумя странами неожиданно снизились на 2,7%. Причинами сложившейся ситуации могли стать действующие на железной дороге тарифы, а также переориентация грузоотправителей на автомобильный транспорт.

По информации РЖД, транспортная сеть Финляндии является крупным источником грузопотоков (в том числе контейнерных) в Россию и потребителем экспортных и транзитных грузов из России. В 2005 году товарооборот между странами увеличился на 3,2% и составил 10,7 млрд долл. Объем импорта из Финляндии составляет 7,6 млрд долл., экспорт из России - 3,1 млрд долл. Доля российского грузопотока в контейнерообороте Финляндии за последние четыре года выросла с 20 до 22%.

Как сообщила пресс-служба компании VR Ltd ("Железные дороги Финляндии"), в прошлом году объем грузоперевозок между Россией и Финляндией снизился на 2,7% и составил 12,6 млн т. При этом внутренние грузоперевозки компании VR увеличились на 10,6% по сравнению с 2005 годом и составили 26 млн т. Кроме того, "Железные дороги Финляндии" перевезли 4,2 млн т транзита, что на 26,1% больше, чем годом ранее.

И это при том, что ожидания были прямо противоположные. Как заявил в конце прошлого года во время своего визита в Финляндию первый вице-президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Вадим Морозов, в 2006 году объем перевозок между Россией и Финляндией должен составить не менее 15,5 млн т грузов. "В 2005 году объем перевозок между двумя странами вырос на 10,3% по сравнению с 2004 годом и составил 13,9 млн т", - сообщили РБК daily в пресс-службе ОАО "Российские железные дороги" (РЖД).

Падение грузооборота между двумя странами в прошлом году отчасти можно объяснить конкуренцией со стороны автомобильного транспорта. "Одновременно с общим ростом контейнерных перевозок в сообщении Финляндия - Россия объем железнодорожных контейнерных перевозок падает, не выдерживая конкуренции со стороны автомобильных перевозчиков, - пояснили РБК daily в РЖД. - Так, если в 2004 году объем перевозок грузов в контейнерах составил 158,4 тыс. TEU, в 2005 году он снизился на 16,2%, до 132,6 тыс. TEU".

Еще одна возможная причина падения перевозок в этом направлении - тарифная политика двух государств. "В январе прошлого года был повышен транзитный тариф на грузовые перевозки, что привело к снижению псевдотранзита, который в свою очередь повышал объемы грузоперевозок между Россией и Финляндией", - пояснил РБК daily эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Тигран Саакян. По словам замгендиректора ОАО "Новая перевозочная компания" Сергея Аглицкого, именно в экономике перевозок заключена главная причина падения объемов, например, нефтяные компании возят нефть в этом направлении только при условии 40% спецставки от тарифа.

Развитие ситуации в будущем зависит от многих факторов, в том числе от создания в прошлом году СП ОАО "Трансконтейнер" и VR Ltd по организации контейнерных перевозок между Россией и Финляндией. "Создание этой компании будет способствовать увеличению контейнеропотока между двумя странами, что в свою очередь приведет к росту общего объема грузоперевозок", - говорит г-н Саакян. Как рассказывал ранее РБК daily гендиректор ОАО "Трансконтейнер" Петр Баскаков, создание СП позволит переломить тенденцию спада и увеличить объем перевозок контейнеров в железнодорожном сообщении Финляндия - Россия в полтора-два раза к 2011 году.

http://www.rbcdaily.ru/
"РЖД-ПАРТНЕР"; 11.01.07