06.03.14

«Железные» тарифы для железных дорог

В рамках унификации законодательной базы Единого экономического пространства на весенней сессии парламента белорусские депутаты рассмотрят поправки в закон о железнодорожном транспорте

Фактически это будет новый закон, поскольку вносимые поправки коснутся более половины действующих норм.

В декабре 2010 года в Москве Россия, Беларусь и Казахстан подписали Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики. Согласно этому документу с 1 января 2015 года при перевозках грузов внутри ЕЭП «тройка» должна проводить единую тарифную политику. А значит, всем договаривающимся сторонам необходимо провести унификацию тарифов по видам сообщения.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Александр Удодов в беседе с корреспондентом «СВ» подчеркнул, что основные положения соглашения, которые учтены депутатами в новом законе, касаются прежде всего грузовых перевозок.

Закон хорош, считает депутат. Во-первых, он заставляет всех работать более эффективно, во-вторых, увеличит доходы БЖД на сумму около 700 миллиардов белорусских рублей, которые можно использовать на обновление парка и модернизацию инфраструктуры.

– Я уже не говорю о безопасности перевозок, как пассажирских, так и грузовых, которую в современных условиях сообща обеспечивать намного проще и дешевле, – отмечает Александр Удодов. – Объединение ресурсов всегда ведет к снижению и других затрат и издержек.

А вот тарифную политику своих внутренних грузовых и пассажирских перевозок каждая страна будет определять самостоятельно. При этом на вопрос, вырастут ли цены для пассажиров и грузовладельцев после вступления в силу с 1 января 2015 года договоренностей по ЕЭП, однозначно ответить трудно. Скорее всего, они снизятся, предполагает депутат, поскольку, с одной стороны, транспортники ТС вынуждены будут конкурировать с тарифами стран СНГ, которые регулируются Советом железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии. А с другой, необходимо будет сохранять привлекательность Таможенного союза для других стран – бывших советских республик.

Сотрудничество железнодорожников бывшего СССР после распада большой страны, несмотря на то что каждое суверенное государство самостоятельно выбирало стратегию развития железных дорог, никогда не прекращалось. В формате развития Союзного государства, а теперь и ЕЭП трех стран договоренности в сфере железнодорожного транспорта постепенно переходят в плоскость реализации конкретных масштабных проектов. Так, в прошлом году было объявлено, что совместными усилиями ОАО «Российские железные дороги», АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» (Казахстан) и Белорусской железной дороги будет создано ОАО «Объединенная транспортно-логистическая компания» (ОТЛК), которое станет действенным инструментом для реализации транзитного потенциала стран Единого экономического пространства. По сути, на контейнерном рынке наземных транспортировок Европа – Азия должен появиться сильный игрок, способный обеспечить сквозную технологию грузоперевозок по принципу «одного окна».

По расчетам РЖД, проект ОТЛК принесет существенные финансовые выгоды как для акционеров, так и для участников ЕЭП. Дополнительный доход национальных железнодорожных компаний от использования общей инфраструктуры к 2020 году составит около 1,6 миллиарда долларов. А кумулятивный вклад в ВВП стран ЕЭП к 2020 году достигнет 11,3 миллиарда «зеленых», в том числе почти 5 миллиардов для России, 5,3 миллиарда для Казахстана и около 1 миллиарда долларов для ВВП Беларуси.

Народная газета (г. Минск)