24.10.19

Глава РЭЦ: Россия и Африка могут удвоить товарооборот за три года

Какие сферы экономической деятельности в Африке станут перспективными для российского бизнеса и когда первые резиденты смогут начать свои проекты в Российской промышленной зоне в Египте сообщил гендиректор Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев в интервью ТАСС в рамках саммита и экономического форума Россия — Африка.

— Какие перспективы для российских производителей есть на африканском рынке? И каковы ваши прогнозы по развитию торговли?

— Африка сейчас — это один из самых перспективных рынков для российской продукции и для долгосрочных инвестиций. Если смотреть в целом, то товарооборот России и стран Африки в прошлом году превысил отметку в $20 млрд. А объем несырьевого неэнергетического экспорта за тот же год достиг $14,3 млрд. И рост тут продолжается. По 2019-му мы пока располагаем данными за первое полугодие. По сравнению с аналогичным периодом прошлого рода прирост несырьевого неэнергетического экспорта составил 15%.

На 2020 год мы прогнозируем рост российско-африканской торговли примерно на 20%. Если посмотреть чуть дальше, то за три года объем товарооборота должен вырасти вдвое. И во многом за счет несырьевого неэнергетического экспорта из России. Например, в прошлом году на него пришлось больше 80% от всего объема нашего экспорта.

— Что должно обеспечить такой рост?

— Значительную роль тут сыграет ввод в эксплуатацию Российской промышленной зоны в Египте. Это первый инфраструктурный мегапроект такого рода за современную историю отношений России и Африки. Комплекс площадью 525 гектаров будет создан на площадке "Восточный Порт-Саид" в экономической зоне Суэцкого канала. Российские поставщики получат возможность локализовать производство здесь, в непосредственной близости от рынков Африки и Ближнего Востока. Таким образом, Российская промышленная зона станет для них своего рода форпостом в регионе.

Для резидентов промзоны предусмотрены льготы по налогообложению, таможенным пошлинам, преференции при прохождении Суэцкого канала. Будет возможность стопроцентной репатриации выручки. К услугам производителей будет современная коммунальная и инженерная инфраструктура – электроснабжение, водные коммуникации, дороги. Будет обеспечена безопасность их работы.

Мы согласовали расположение участка. Там уже идут серьезные работы по подготовке территории, подводится инфраструктура. Мы рассчитываем, что первые 50 гектаров мы получим в первой половине следующего года. И первые российские резиденты смогут начать свои проекты в промышленной зоне уже в следующем году.

В развитие первичной инфраструктуры российское государство планирует вложить около $190 млн, а общий объем частных инвестиций в проект оценивается в $7 млрд. Российская промышленная зона в Египте станет первым нашим проектом такого рода, и он покажет целесообразность этого подхода. На ее примере мы обсуждаем возможности особых экономических зон на форуме Россия — Африка.

— Именно с Египтом заключено одно из крупнейших соглашений форума.

— Да, это соглашение между "Трансмашхолдингом" и Египетскими национальными железными дорогами. Оно было подписано в среду на стенде РЭЦ. Это дополнительное соглашение позволяет начать финансирование и последующую реализацию российско-венгерского проекта по поставке в Египет 1,3 тыс. пассажирских вагонов различного класса. Первые вагоны, как ожидается, будут поставлены до конца этого года. Мы рассчитываем, что это соглашение станет одним из элементов долгосрочной программы модернизации Египетских железных дорог при помощи российских технологий.

Но несмотря не некоторый фокус на развитие железнодорожной инфраструктуры, форум принес интересные соглашения и по другим направлениям. Мы, например, договариваемся о продвижении российской авиатехники, сотрудничестве в области мелиорации.

— Какие еще соглашения подписаны на полях форума?

— Мы запустили механизм финансирования торговли между Россией и Африкой. Платформу создают РЭЦ, ВЭБ.РФ, Сбербанк и инвестиционная компания Gemcorp Capital LLP. Ее объем составит €5 млрд. Она будет охватывать около 10 африканских стран, с их помощью мы надеемся открыть торговый коридор на континент. Ведь что мешает росту нашего присутствия? Среди прочего это проблемы с финансированием, расчетами и в целом с финансовыми рисками. А платформа дает для российского бизнеса возможность снять эти риски, масштабировать свое присутствие в регионе и закрепиться здесь.

Вместе с ВЭБ.РФ мы подписали меморандум о сотрудничестве с марокканской компанией MYA Energy. Речь идет о финансировании строительства НПЗ в Марокко мощностью до 5 млн т в год. Другой меморандум касается прокладки трубопровода в Республике Конго. Реализация этого проекта поможет росту экономики сразу нескольких стран, испытывающих дефицит качественных нефтепродуктов.

Еще один проект касается высокотехнологичного российского экспорта в страны Юго-Западной Африки продукции медицинского назначения. В общем, как вы видите, спектр соглашений очень широк.

— На какие сферы нацеливаться российским компаниям? Где они могут будут востребованы?

— Инфраструктура во всех ее проявлениях — энергетика, транспорт, связь. Это ключевая сфера. Также горнодобывающая промышленность. Мы видим серьезные перспективы по морским и речным судам, авиационной технике.

Затем цифровая трансформация. В Африке понимают, что нельзя всегда выступать в роли догоняющего. Если сегодня в каком-то регионе нет связи, то нельзя идти путем "Давайте мы тут поставим пока аналоговые проводные телефоны, а потом будем переходить на сотовую связь". Сразу надо выходить на те технологии, у которых есть перспектива. Россия много сделала в разработке технологии "умного правительства", "умных городов". Есть уже готовые решения, которые мы можем показывать партнерам.

Очень высокий интерес африканские страны проявляют к сферам здравоохранения и образования. Ведь население Африки быстро растет, доля молодого населения огромна. И для молодежи очень важно иметь доступ к качественному образованию, а также к качественному здравоохранению. И нам тут есть, что предложить.

ТАСС