25.09.07

Город-хаб

Еще несколько лет назад санкт-петербургская группа компаний «Евросиб», чей транспортный бизнес заработал в 2006 году почти 470 млн долларов при грузообороте более чем в 17 млн тонн, рассматривала Новосибирск как площадку для своих логистических проектов. Около трех с половиной лет шли подготовительные и проектные работы. Сейчас строительство комплекса в районе поселка Пашино и станции «Иня-Восточная» на финишной прямой. В Сибири он станет опорной точкой терминальной сети компании. Время запуска терминала «Евросиб-Новосибирск» совпало с часом пик активности в сфере развития транспортной отрасли региона. Областные власти анонсировали самый крупный проект в этой сфере — строительство промышленно-логистического парка на базе международного аэропорта Толмачево. Несколько компаний объявили о своих намерениях возвести на территории области склады класса А, сейчас активно ведется работа по модернизации контейнерного терминала Клещиха. Ожидается, что следующий год для экономики Новосибирской области станет начальной отметкой активного роста транспортно-логистической сферы. В 2008 год отрасль вступит уже с новым игроком — компанией «Евросиб», — который как минимум уменьшит зависимость от монополии «ТрансКонтейнера» («дочки» РЖД) в сегменте контейнерных перевозок, а, значит, в некотором роде ознаменует переход к реальному рынку.

Пуск терминала, предназначенного для обработки контейнерных и генеральных (кроме опасных) грузов, намечен на ноябрь 2007 года. Объем инвестиций в проект составил порядка 55 млн долларов. Сейчас завершено около 80% работ. К IV кварталу будет введена в строй вся инфраструктура с автономными коммуникациями, в том числе собственная газовая котельная. В первую очередь к эксплуатации подготовят два склада (холодный и теплый), оба — по 10 тыс. кв. м, 3,5 км железнодорожных подъездных путей, соединяющие терминал со станцией «Иня-Восточная», контейнерная площадка 3,6 га, ремонтная зона для обслуживания подвижного состава и спецтехники, а также трехэтажное административное здание, в котором разместятся офисы якорных клиентов. Предполагается, что около десятка крупных грузоотправителей смогут приступить к работе непосредственно на терминале уже к началу запуска. «Эксперт-Сибирь» изнутри изучал особенности нового комплекса.

Склад под ключ

С управляющим директором филиала «Евросиб» в Новосибирске Игорем Дидухом мы обходим строительную площадку будущего логистического центра. Останавливаемся на соединении железнодорожной рампы, примыкающей к складу-десятитысячнику:

— Вот на ваших глазах происходит бетонирование контейнерной площадки, — указывает он на прилегающую территорию. — Здесь уже около 25 сантиметров бетона, и сверху еще кладется армированная плита, итого — почти полметра бетона, чтобы обеспечить работу тяжеловесных погрузчиков.

Мы находимся в месте, где будет происходить прямой перегруз с железнодорожного транспорта на автомобильный и наоборот, отсюда же, при необходимости, через складские доки груз поступает на хранение. Когда подъездные железнодорожные пути от станции до терминала запустятся в эксплуатацию, замкнется еще одна цепь, включающая Новосибирск в карту мирового грузооборота. И именно здесь будет осуществляться ключевой процесс транспортной логистики.

— Грузы поступают в полувагонах или контейнерах, — поясняет Игорь Дидух. — Далее контейнеры выгружаются на нашу площадку, потом клиент их забирает своим автомобильным транспортом или тем, что предоставляем ему мы. Если заказчику требуются складские услуги, мы разгружаем вагон или контейнер, располагаем товар на холодном или теплом стеллажном складе. Оттуда в дальнейшем можно формировать партии товаров и рассылать их по регионам Сибири.

Обработка грузов, их хранение и дальнейшее распределение будет вестись на площади в 30 га.

— Мы закладываем в проект максимальную длину рабочего фронта, — продолжает Дидух, — что позволяет работать с полносоставными поездами и по всей его длине осуществлять погрузку и выгрузку.

Пока строительные работы охватывают чуть менее половины всей площади терминала. На I квартал 2008 года запланировано введение в эксплуатацию еще одного складского комплекса, а также расширение мощностей контейнерной площадки до 5,6 га.

Первый холодный склад предназначен для напольного хранения грузов, не требующих специальных температурных режимов, например, металлов, бумаги, стройматериалов. Помимо него «Евросиб» предложит два теплых склада — на пике спроса — класса А. Там же будут располагаться дополнительные зоны для работы грузополучателей, которым недостаточно офисного пространства основного административного корпуса. В местах временного хранения предусмотрены специальные площадки для особо ценных грузов: сотовые телефоны, дорогие стройматериалы, косметика. Каждый из двух теплых комплексов оснащен полами с беспылевым покрытием, автономными системами видеонаблюдения и пожаротушения, десятью автомобильными доками и обладает прочими характерными признаками классности. Спецтехника — от ручных тележек до шестидесятитонных погрузчиков — ричстакеров — закуплена и будет доставлена в октябре. Управление всеми складскими операциями и контроль над ними будет проходить через единый диспетчерский центр с интеллектуальной системой управления складом и контейнерной площадкой. Производственными функциями в «Евросибе» решили не ограничиваться. В полный пакет по обслуживанию грузов будут входить и все работы по их оформлению.

— Мы понимаем, что размещение таможенного поста на территории терминала — это дополнительное преимущество для привлечения клиентов, которые везут грузы из ближнего и дальнего зарубежья, — говорит Игорь Дидух. — Грузоотправители сталкиваются с проблемой разобщенности мест временного хранения с таможенными постами. В результате транспортировка из одного пункта в другой вызывает дополнительные накладные расходы. Поэтому мы сейчас активно ведем переговоры с таможней и прорабатываем все детали для создания таможенной зоны на терминале. Планируем соорудить отдельную открытую площадку для таможенных грузов. Это подразумевает соблюдение определенных условий, например, наличия оборудования для радиационного контроля, рентгеновских установок для досмотра контейнеров. Расходы по приобретению всего этого берет на себя «Евросиб». Помимо этого планируем привлечь также финансовые структуры, которым интересен сегмент грузоперевозок — это страховые компании и банки.

К слову, на Клещихе также в прошлом году вложено около 4 млн рублей на оборудование площадки для таможенного обслуживания внешнеторговых грузов — строительство современных терминалов и модернизация старых происходит с учетом возможностей комплексного обслуживания с выходом на уровень таможенно-брокерской деятельности.

Взгляд с правого берега

Наличие еще одного железнодорожного грузового терминала для новосибирской транспортной логистики стало потребностью номер один. Особенно остро этот недостаток ощущается в контейнерном сегменте. Ежегодно контейнерные перевозки в России возрастают на 20%. Новосибирская Клещиха «захлебывается» объемами.

В то же время компанию «ТрансКонтейнер», которой принадлежит этот терминал, частные экспедиторы регулярно обвиняют в том, что она монополизирует услуги, ограничивая доступ к специализированному подвижному составу и терминальным мощностям. Отчасти искусственное ограничение вызвано физической невозможностью Клещихи обслуживать всех желающих. И здесь, регулируя потребительский поток, компания пользуется доступными ей привилегиями естественного монополиста. Просто-напросто отодвигает обработку грузов частных перевозчиков на второе место после работы с собственными клиентами, не допускает частный автомобильный транспорт на свою территорию и так далее. Появление второго терминала в Новосибирске, конечно, не сделает его альтернативой, и в ноябре Клещиха не станет пустой. Просто, вероятнее всего, возникнет некоторое ослабление напряженности в сфере контейнерных перевозок.

— Такой центр, как «Евросиб-Новосибирск», способен решить две главные задачи: с одной стороны, предложить мощности там, где не справляется Клещиха, с другой — активизировать новый поток грузов в силу появления услуги нового качества по обеспечению продвижения товаров, — прокомментировал позже заместитель губернатора Новосибирской области Владимир Никонов. — Когда терминал заработает на полную проектную мощность, мы будем иметь плюс восемьдесят процентов к мощностям Клещихи. Проектная мощность «Евросиб-Новосибирск» — 45 тыс. TEU (TEU — эквивалент двадцатифутового контейнера — Ред.)».

При наличии одного грузового терминала на левом берегу Новосибирска ожидаемым и логичным было бы появление подобного комплекса на правом. В отличие от той же Клещихи, зажатой с одной стороны железной дорогой, с другой — жилым массивом, «Евросиб-Новосибирск» расположился поблизости от Мочищенского шоссе, которое пока не испытывает проблем с городскими заторами. Выход на федеральную трассу в Томск и Кемерово позволит обслуживать северо-восточные векторы, а также другие направления, доступные с правого берега, в том числе Алтайский край (к сожалению, не минуя центр города). В перспективе запуск северного и южного объездов, строительство которых ведет область, значительно расширяет возможности распределения грузов автомобильным транспортом.

Терминальная сеть — не единственная специализация «Евросиба», в целом компания позиционирует себя как мультимодальный транспортно-логистический оператор. Строительство опорной терминальной сети в городах-миллионниках России нацелено на усиление компетенций группы компаний в этой отрасли. И в связи с этим возникает вопрос, на который ответа пока нет. Насколько активно новый новосибирский терминал будет работать с другими частными грузоперевозчиками, имея собственных клиентов в лице крупных компаний? С одной стороны, и управляющий директор новосибирского филиала «Евросиба» Игорь Дидух, и заместитель губернатора Новосибирской области Владимир Никонов подчеркивали, что основные намерения «Евросиб-Новосибирск» — обслуживание грузовых потоков, организованных компанией преимущественно с востока на запад. С другой стороны, очевидно, что игнорировать нарастающий поток грузоперевозок, с которыми левобережный терминал не справляется, невозможно. В каком объеме будут обслуживаться прочие частные перевозчики и экспедиторы и будут ли вообще, остается неясным. Все зависит от того, как «Евросиб» станет обеспечивать новой площадке объем контрактов. Пока же терминалу, по словам его специалистов, потребуется около полугода или год для достижения полной загруженности производственных и складских активов.

Через полтора месяца «Евросиб-Новосибирск» начнет работу в тестовом режиме: в совместной деятельности с клиентами специалисты терминала будут обкатывать технологии и нарабатывать компетенции.

Эксперт-Сибирь; 25.09.07