03.08.05

Государству и экспортерам выгодны высокие цены на автомобильное топливо

Цены на бензин в России стремительно растут. Июльская средняя стоимость литра автомобильного топлива марки АИ-95 составила 16 руб. 60 коп. Три года назад литр стоил почти на 7,5 рубля меньше. Это значит, что с 2002 г. цены в России выросли более чем на 80%. Отметим для сравнения, что в Европе за аналогичный период цены на ту же марку бензина выросли примерно на 30%, а в Соединенных Штатах - чуть менее чем на 70%. Получается, что бензиновые цены в России растут быстрее, чем в этих странах, и это несмотря на то что наша страна сама добывает нефть. Эту, на первый взгляд, абсурдную ситуацию попытался объяснить директор Русского топливного агентства С. Цукасов.
По его словам, дело как раз в том, что Россия в топливной сфере является экспортно-ориентированной страной: поскольку нефтепродукты из России в большом количестве экспортируются в Европу, цены в России следуют за европейскими. Когда в Европе снижается спрос и, соответственно, цены на нефтепродукты, в нашей стране происходит то же самое с некоторым запаздыванием на одну-три недели. "Главные факторы, искажающие копирование европейской динамики цен в России, - объясняет эксперт, - это экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты и сезонное изменение спроса. Как только котировки на Европейских биржах повышаются, усиливается экспортная привлекательность производимого в России продукта, он вывозится более активно, внутренний рынок оголяется и цены внутри начинают расти.
Они стремятся к европейским за вычетом транспортной составляющей и ставок экспортных таможенных пошлин, которые у нас устанавливаются раз в два месяца и зачастую являются запаздывающим механизмом, - на рынках все меняется гораздо быстрее, срок реагирования на изменения конъюнктуры можно оценить примерно в неделю". Конечно, в данном случае нелишней была бы помощь государства. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что цены на бензин растут по причине сговора между компаниями - участниками рынка, и возбуждает против них множество исков, однако, как говорит сам руководитель ФАС И. Артемьев, доказать в суде наличие сговора между продавцами бензина крайне сложно. Пытаются власти решить проблему и при помощи увеличения экспортных пошлин. Как видим, - также безрезультатно.
По словам С. Цукасова, "государство, наверное, хотело бы как-то контролировать процесс ценообразования, но все не так просто. Помимо вариантов, когда административным путем устанавливается жесткий лимит поставки нефтепродукта на внутренний рынок (например, в соответствии с некой средней величиной, необходимой для потребления), больше никаких механизмов насыщения внутреннего рынка нет. Устанавливать же жесткие заградительные пошлины, которые бы делали экспорт неэффективным, государство не может, потому что это невыгодно ему самому: сырьевая отрасль - один из мощнейших источников для пополнения бюджета". Впрочем, есть и другое, более критическое мнение.
Президент Московской топливной ассоциации Е. Аркуша уверен, что государство может повлиять на ситуацию, но не хочет. По его словам, на Западе этот путь уже пройден, и поэтому столь активно там цены не растут. "Здесь необходим комплексный подход: надо стимулировать инвестиции в нефтеперерабатывающую промышленность, реконструировать заводы, оптимизировать налоговую нагрузку на нефтяную отрасль. У нас же в этом направлении никаких действий не предпринимается". Вероятнее всего, цены на бензин будут расти в России и дальше теми же темпами. Это в конечном итоге выгодно всем, кроме простого потребителя. Именно он расплачивается за экспортера, который из внутреннего рынка пытается извлечь выгоду, сравнимую с выгодой, получаемой от экспорта, и за государство, которое за счет этой выручки пополняет Стабилизационный фонд и повышает свой кредитный рейтинг.

Независимая газета