Граница дозволенного
Как сообщили «НИ» в посольстве Польши в России, с начала этого года резко выросло число жителей Калининградской области, пересекающих польско-российскую границу. В значительной мере это объясняется тем, что таким образом наши соотечественники обходят санкции, вводимые против, как правило, более дешевых, чем российские, польских продовольственных товаров.
В рамках введенного в 2011 году режима малого пограничного передвижения (или МПП) постоянные жители Калининградской области могут въезжать в Польшу без визы, а с пластиковой картой-разрешением на перемещение по приграничной территории ряда районов и городов в Поморском и Варминско-Мазурском воеводствах. Такие разрешения сегодня есть практически в каждой семье, проживающей в эксклаве. И хотя пользоваться МПП можно не чаще, чем 10 раз в месяц, никто в Польше не сомневался, что калининградцы найдут способ, как обойти российское эмбарго, ибо те уже не раз доказывали свою креативность (пример тому – постоянные перевозки из Польши местной свинины, запрещенной к ввозу в Россию из-за выявления вируса африканской чумы).
Данные, которые оказались в распоряжении «НИ», в целом подтверждают эти предположения. За январь – август 2014 года на территории Варминско-Мазурского отделения пограничной охраны Польши число пересекающих границу по МПП составило 1 млн. 130 тыс. 088 человек, что почти в два раза больше, чем за аналогичный период 2013 года (564 тыс. 067 человек). Это число включает в себя как поляков-обладателей МПП, так и россиян. Всего же в Калининградской области живет около миллиона человек. Следовательно, если и после введения эмбарго сохранится подобная тенденция (а это более чем вероятно), получается, что по крайней мере в одной отдельно взятой области эмбарго не будет действовать.
В том, что жители Калининграда покупают хамон и сыр в Польше, где цены на продовольственные продукты на 30% ниже, чем в России, ничего криминального нет. Согласно действующему законодательству, ввозить в нашу страну мясную продукцию из стран ЕС можно в ручной клади, но не более 5 кг на человека. Поэтому практически каждый россиянин, возвращающийся из Польши, везет с собой продукты питания.
По данным польской таможни, 70% жителей российского эксклава везут молочные продукты, 50% – фрукты, 44% – овощи и 40% – птицу. Лишь за первые три дня после введения ответных российских санкций российско-польскую границу пересекли более 19 тысяч личных автомобилей, что на 10% больше, чем неделей ранее. Естественно, что с введением эмбарго польских продуктов в багажниках калининградских автомобилей стало еще больше. Объем торговли между Польшей и Калининградской областью РФ составляет около 1 млрд. долларов в год, 10% из которых приходится на личные расходы россиян в Польше.
Наиболее опытные калининградцы делают покупки не в крупных торговых центрах, а непосредственно на мясокомбинатах, находящихся поблизости от границы, потому что так дешевле. Одни покупают меньше, другие – больше, но, как они сами говорят, для личного пользования, для себя и своей семьи, а также своих друзей и знакомых. Как польские, так и российские таможенники то и дело находят мясо, спрятанное, например, под кузовом автомобиля, а не так давно был задержан автобус, в котором пытались перевезти целую тонну мяса! «В микроавтобусах, которые мы останавливали, были целые свиные полутуши, транспортные средства не были опломбированы, как этого требует закон, рефрижераторы там отсутствовали», – говорит пресс-секретарь Таможенной палаты в Ольштыне Рышард Худы. Забавно, что россияне активно протестуют против таких действий – а их интересы в польских судах представляют польские адвокаты.
Как сообщает польская пресса, в холодильниках пограничников скопилось уже семь тонн конфискованной свинины. Иногда трудно квалифицировать – контрабанда это или просто покупки на всю семью. Ведь согласно польскому законодательству в случае покупки товара для личного потребления чек является документом, свидетельствующим о его легальном происхождении. Тем не менее по этому же закону лицо, вывозящее продукты животного происхождения с территории Польши в третьи страны при помощи транспорта, не опломбированного в соответствии с установленными требованиями, подлежит наказанию в виде штрафа, ограничения или лишения свободы на срок до одного года. Кроме того, неинформирование таможенников о провозимом товаре равносильно контрабанде, что одновременно означает, что товар этот – из неизвестных источников.
Заметим, что в самом Калининграде и области польское мясо легально не продается. Возможно, на рынках его реализуют под видом местного. А вот польские молочные продукты, сыры, колбасы легко можно купить на импровизированных рынках прямо «с колес», т.е. из багажников легковых машин. Такая торговля в открытую велась и до введения эмбарго, продолжается и сейчас – например, на улице Багратиона в Калининграде. И цена этих продуктов, конечно же, гораздо выше, чем если бы вы купили их в Польше. Но люди покупают. Ведь ассортимент мясной и молочной продукции в супермаркетах и магазинах заметно уменьшился. Так, по данным статистиков, производство колбасы в регионе за последний месяц упало чуть ли не на 90%.
По словам представителя местного Минсельхоза Владимира Зарудного, «калининградские мясоперерабатывающие предприятия работают в полсилы и значительно сократили число рабочих мест». Только на примере одного предприятия можно понять масштабы сокращения. Если до введения эмбарго оно отгружало 2,5 тыс. тонн готовой продукции ежемесячно, то сейчас отгружает порядка 40–50 тонн.
Что касается яблок, то в местных торговых сетях и на рынках, судя по этикеткам, продаются яблоки из Белоруссии, России, Сербии и Македонии. Эти яблоки мало чем отличаются по внешнему виду от привычных польских, кроме цены. Она почти в два раза выше. Например, в сети супермаркетов «Виктория» даже на весах осталось прежнее название, хотя на этикетке производитель не указан вообще.
Новые Известия