Груз стремится на восток
В минувшую пятницу в Москве прошёл форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса», который организовал Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). На заседании рабочей группы, посвящённом развитию железнодорожной и портовой инфраструктуры, участники дискуссии предложили создать цифровую открытую платформу для синхронизации действий всех игроков рынка.
Форум организован для формирования предложений и инициатив бизнеса по совершенствованию деятельности транспортной отрасли и реализации инфраструктурных проектов. Одной из основных тем мероприятия стали проекты развития инфраструктуры, предусмотренные Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР).
По словам начальника Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Антона Рышкова, у холдинга есть задача выполнить проекты, которые находятся в Комплексном плане и ДПР. «Мы наконец подошли к необходимости балансировки развития железнодорожной инфраструктуры, портов и мощностей по добыче и сделали концепцию будущей модели, которую в следующем году попытаемся автоматизировать. Частично мы эту модель апробировали, и цифры по добыче, которые сейчас находятся в программе развития угольной промышленности Минэнерго до 2035 года (первый сценарий – до 550 млн тонн, второй – до 670 млн тонн. – Ред.), нашли отражение как один из сценариев», – отметил он.
Главным грузом для РЖД сейчас является каменный уголь. Холдинг определил кластеры зарождения каменного угля, разложил по годам и сценариям формирование загрузки Восточного полигона.
По мнению представителей рынка, развитие инфраструктуры не успевает за темпами развития бизнеса, в частности на дальних подъездах к портам и крупным угольным разрезам.
Первый заместитель генерального директора АО «ВаниноТрансУголь» (ВТУ) Эльмар Камаев считает, что необходим баланс между проектами, реализуемыми РЖД, и проектами добывающих компаний. «С каждым годом добыча угля в России возрастает, за 15 лет – с 2002 по 2017 год – добыча выросла с 253 до 409 млн тонн, при этом внутреннее потребление почти не меняется, соответственно, увеличивается экспорт. И помимо увеличения нагрузки на порты возрастает нагрузка на пути общего пользования. Ежегодно строятся новые погрузочные терминалы, новые причалы и даже новые порты, однако РЖД не всегда успевают обеспечить нововведённые мощности соответствующей подъездной инфраструктурой», – отметил он.
По мнению Эльмара Камаева, в 2020 году может возникнуть проблема с пропускной способностью участка Комсомольск – Ванино из-за ввода в действие терминала ВТУ. Для решения этой проблемы топ-менеджер предложил ускорить принятие детального плана по Восточному полигону с увеличением провозной мощности на этой линии до 85 млн тонн.
А также решить вопрос о поставке локомотивов 2ТЭ25К «Пересвет» для обеспечения провоза поездов весом 7,1 тыс. тонн. «ВТУ готов участвовать в создании постоянно действующей комиссии по работе с холдингом по вопросу мониторинга мер по увеличению провозной мощности железной дороги согласно ДПР РЖД», – добавил он.
Заместитель генерального директора – директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский также считает, что сейчас не хватает железнодорожной инфраструктуры, но при этом портовая строится или уже находится в избытке. «Есть необходимость ускоренной реализации именно Восточного полигона, потому что рыночная ситуация привела к переводу основного объёма отгрузок с запада на восток. Нужно договориться о плане приоритетных участков, в которые надо инвестировать в первую очередь, для того чтобы потратить деньги рациональным образом и улучшить технологию совместной работы грузоотправителей, портов и РЖД, чтобы в ограниченных условиях получить наилучший результат», – отметил он. По его мнению, необходимо создать долгосрочную тарифную систему. «Инвестиционные проекты длятся долго: только строительство пять лет и эксплуатация лет 10. То есть нам нужна тарифная система, которая позволит прогнозировать затраты на транспортировку на 15 лет вперёд как минимум, чтобы сейчас принимать решения о том, что строить, в каком объёме, сколько денег инвестировать», – сказал он.
В ходе круглого стола генеральный директор, председатель правления ПАО «ТрансКонтейнер» Вячеслав Сараев предложил создать цифровую открытую платформу для синхронизации действий игроков рынка, которая бы была интегрирована во все отрасли и со всеми видами транспорта. «Сколько ни вкладывай в инфраструктуру, без IT-поддержки мы уже никуда не ушагаем. Нам надо объединить и синхронизировать все действия, и работу железных, автодорог и морского транспорта, и работу на железной дороге с разными грузами. Сейчас надо решиться и сделать шаг, идти к нормальному независимому органу, может быть, юридически независимому от всех участников рынка, для создания, построения цифровой платформы, открытой для всех, как некой единой площадки для синхронизации наших действий», – сказал он.
Вячеслав Сараев добавил, что через такую систему необходимо также обеспечить взаимодействие с регулирующими органами, таможней и «Китайскими железными дорогами».
По мнению вице-президента РСПП Игоря Вдовина, для создания такой информационной системы может быть сформирована общественно-государственная организация, где все, кто делает свои вклады в области интеллектуальной собственности, вправе принимать решения по той или иной деятельности. Он также добавил, что если будет создана концепция этой платформы, то РСПП вынесет предложение по её созданию Правительству РФ.