08.07.08

Груз вернут обратно

Для увеличения перевалки экспорта есть все возможности

На развитие портов Северо-Запада до 2015 года планируется выделить 279 млрд руб.

Как заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин на совещании Морской коллегии при Правительстве РФ, из этих средств 120 млрд руб. предполагается направить на развитие транспортных подходов к портам.

Но, по мнению губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, выделяемых из бюджета средств недостаточно. ФГУП «Росморпорт» направляет на реконструкцию причалов Большого морского порта Санкт-Петербург лишь 32% средств, поступающих от его деятельности. «Состояние причалов порта оставляет желать лучшего, а наше предложение по включению их реконструкции в федеральную целевую программу не было поддержано», – посетовала глава города. «Почему деньги, заработанные в нашем порту, уходят на финансирование других? Пусть они зарабатывают сами», – заявила Валентина Матвиенко.

Заместитель председателя Правительства РФ Сергей Иванов подчеркнул, что России необходимо к 2015 году прекратить экспорт нефтепродуктов и угля через порты прибалтийских стран, переведя эти грузопотоки в Россию.

По словам эксперта, стремление перевести российский экспорт из портов Прибалтики просматривается давно – с момента распада Советского Союза. Во многом это зависит от наличия политической воли и денег для капитальных вложений. Сейчас есть и то, и другое.

По словам Игоря Левитина, «наши порты в настоящее время, к сожалению, пока не способны обрабатывать высокотехнологичные грузы». Хотя определённые позитивные сдвиги в этом направлении уже есть. В частности, в Усть-Луге уже принимают грузы Ro-Ro.

Министр транспорта также сообщил на заседании, что постановление Правительства РФ, регламентирующее границы Большого морского порта Санкт-Петербург, должно выйти в течение трёх месяцев. Как отметила Валентина Матвиенко, территория Балтийского завода не будет включена в границы порта. Напомним, этот вопрос дискутировался заинтересованными сторонами уже более двух лет.

Сергей Иванов добавил: «Для бизнеса было бы лучше, чтобы вообще всё вошло в границы порта, тогда он мог бы заниматься портовой деятельностью где угодно». Как считает ведущий аналитик отдела корпоративного анализа ОАО «Банк Петрокоммерц» Андрей Суриков, Санкт-Петербург столкнулся с проблемами, характерными для любого исторического города-порта. Прибывает слишком много грузов, конечным получателем которых не является сам город. С учётом напряжённой транспортной обстановки понятно стремление властей убрать «чужие» грузопотоки из города.

По мнению аналитика инвестиционной компании «ФИНАМ» Владимира Сергиевского, Балтийский завод объективно не вписывается в концепцию порта.

Эксперт отметил также, что потенциально портовая инфраструктура Северо-Запада способна освоить вложения в 3 – 5 раз больше заявленных государством инвестиций. Возможно также использование средств Инвестиционного фонда для развития перевалочных мощностей. Тогда переориентировать потоки нефтепродуктов с портов Балтики вполне реально. Погоду на этом рынке делают государственные компании, которые могут постепенно переводить свою логистику на Северо-Запад. Все предпосылки уже созданы.

«Гудок», 08.07.2008