Грузоперевозчики предупредили о высоком риске банкротства компаний
Себестоимость автомобильных грузоперевозок в этом году заметно выросла, а тарифы снизились из-за недостаточного спроса. В такой ситуации многие компании могут обанкротиться, а оставшиеся - взвинтят тарифы, что отразится на стоимости товаров. Игроки отрасли считают, что не допустить этого поможет только поддержка на федеральном уровне.
Ноябрь-декабрь у автоперевозчиков обычно - самое хлебное время, но только не в этот раз. В нынешнем году соединилось сразу несколько негативных факторов. Ставка по лизингу взмыла до 26%, утильсбор на импортную технику вырос почти на 50%, стоимость топлива и обслуживание машин тоже не подешевели. Себестоимость перевозок в этом сегменте за год повысилась на 10%, при этом тарифы, выставляемые заказчику, уменьшились на 8,8% из-за низкого спроса. Чтобы не работать себе в убыток, многие компании могут попросту закрыться, а когда спрос повысится, оставшиеся поднимут тарифы, как минимум на 20%, что в конечном итоге отразится на кошельках потребителей, считают в Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов.
"Автомобильные перевозки - это основа всех перевозок. При этом средний возраст транспорта у нас около 20 лет, а эффективное его использование возможно в среднем около 6 лет. Кроме того, 55% автомобилей у нас работают по стандарту Евро-3, то есть мы всем этим дышим", - сообщил основатель консалтингового агентства "Стратегия дела" Александр Цыпин на конференции, организованной Комитетом по транспортной логистике "Деловой России".
Обновлять автопарк становится все сложнее, вслед за повышением ключевой ставки дорожают кредиты и лизинги, сейчас для разных компаний это плюс 5-6% к "ключу", рассказал финансовый директор ПЭК Роман Ромашевский. Если в 2023 году по тягачу лизинговый платеж в среднем составлял 190 тыс. рублей в месяц, то в начале 2025 года он приблизится к 370 тысячам.
Размер утильсбора для иностранных седельных тягачей повысился на 41%, до 2,5 млн рублей в реальном выражении, полуприцепов - на 54%, до 1 млн рублей, добавил технический директор Dentro Илез Хамурзиев. При нынешних ставках по утильсбору и лизингу стоимость тягача с полуприцепом оправдать нереально, считает он.
С начала года около 16 тыс. единиц грузовой техники, ранее взятой перевозчиками в лизинг, уже изъяты из-за невозможности обеспечивать платежи. И аналитики прогнозируют, что по итогам первого квартала следующего года этот показатель может кратно вырасти.
Еще одна проблема - нехватка водителей. Сейчас из-за этого простаивает около 10% всего автопарка грузовиков. Престиж профессии дальнобойщика пропал, качество кадров ухудшилось, отмечают перевозчики. И это при том, что средняя зарплата водителя за год выросла на 48%, до 123 тыс. рублей. Беспилотный транспорт не решит проблему дефицита кадров по крайней мере в ближайшие пять лет, считают в отрасли.
"В следующем году транспортные компании увеличиваться не будут. Будут только разоряться. Автоперевозчиков станет меньше, грузовики покупать не будут, водителей тоже не прибавится. Все это в конечном итоге скажется на фрахтах и переляжет в стоимость товаров", - считает председатель комитета по транспортной логистике "Деловой России", президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов Вадим Филатов.
90% российского рынка грузоперевозок сейчас занимают компании, у которых менее 10 автомобилей. Маржинальность бизнеса - около 2%, поэтому 70% игроков отрасли работают в "серую". Члены ассоциации уверены, что многих проблем можно было бы избежать, установив единые правила и требования для всех участников рынка. Обеление отрасли, по их мнению, может произойти только вместе с цифровизацией.
"На транспортно-логистической платформе, "ГосЛоге", должен появиться допуск перевозчиков к перевозкам. Минтранс ведет этот проект. Еще нужен реестр добросовестности перевозчиков со "светофором", где каждый перевозчик будет подсвечен зеленым, желтым или красным цветом. И нужно запустить уже электронно-транспортную накладную, чтобы нелегальный перевозчик не смог зайти на перевозку", - рассказал Филатов.
Пережить сложившуюся в этом году тяжелую ситуацию предприятиям помогли бы дополнительные госсубсидии, считают в ассоциации. Свои предложения они планируют в ближайшие дни отправить на рассмотрение в минпромторг.
"Это увеличение максимального размера субсидии по льготному лизингу для отечественных магистральных тягачей с 10 до 12%, с 850 тысяч до 1 млн рублей в реальном выражении. Мы понимаем, что особого спроса на них в следующем году не будет в связи с огромной ключевой ставкой, но при этом хотелось бы, чтобы оставалась возможность покупки отечественных грузовиков для обновления парков. Хотим также предложить просубсидировать уже выданные кредиты и лизинги, чтобы не допустить резкого роста тарифов", - отметил Филатов.