17.05.05

Грузопоток ветеринарных грузов через Латвию может обмелеть

Многострадальный транзит товаров животного происхождения, который с горем пополам в Латвии начал возобновляться только весной этого года, с легкой руки чиновников может вновь иссякнуть. Виной тому - госструктуры, которые прямо или косвенно посредством надуманных требований и некорректных процедур контроля мешают бизнесменам работать.

Движение ветеринарных грузов через Латвию будто кто-то сглазил. После вступления страны в ЕС из-за нерасторопности чиновников оно вовсе прекратилось - вовремя не успели построить сертифицированные пункты контроля. А затем, когда в феврале-марте транзит начал понемногу возвращаться, различными неадекватными требованиями и нормативно-организационными накладками ему начали чинить препятствия. Тем временем наши конкуренты литовцы потирают руки и пожинают плоды латвийской неповоротливости.

Так, в числе свежих примеров можно привести новое бюрократическое "изобретение" Санитарной погранинспекции Продовольственно-ветеринарной службы ЛР. Спустя год после вступления Латвии в ЕС эта структура вдруг стала требовать, чтобы все сертификаты предоставлялись на латышском языке. Либо их переводы c обязательным нотариальным заверением.

Предприниматели возмутились настолько, что четыре латвийские ассоциации транзитного бизнеса на днях направили письмо премьеру Айгару Калвитису. Как подчеркивают авторы, в европейских странах никогда не возникало проблем с документами на английском языке. И к тому же согласно директивам и регулам ЕС ветеринарный сертификат можно оформлять на любом из официальных языков Евросоюза. В Латвии же из-за формального подхода к трактовке законодательства альянса коммерсанты вынуждены терять время и деньги. Данное требование выливается в 120-150 латов в день на одну транспортную единицу. Общие дополнительные расходы в связи с неадекватными запросами Санитарной погранинспекции, по подсчетам ассоциаций, могут составить почти 1 млн. латов в год. Все это влияет на конкурентоспособность латвийского транзита.

Еще одна показательная история. Из-за наплевательского отношения госструктур к организации транзитных потоков в Рижском свободном порту сложилась следующая ситуация: одна из ведущих экспедиторских компаний - Kompass tranzits - за проверку груза индюшатины, следующего из США в Казахстан, заплатила по 18,95 лата за каждую единицу партии, состоящей из 8 контейнеров. Далее, чтобы перегрузить товар на железнодорожный транспорт, нужно покидать территорию порта, везти его на единственный сертифицированный ж/д терминал - Baltmarine terminal - и опять раскошеливаться на проверку. И снова за 8 единиц груза, хотя он уже помещается в 3 вагона. Кроме того, за отправку по факсу копии каждого ветеринарного сертификата требуют 1 лат - за два листочка плата чрезмерно завышенная.

Стоит ли упоминать, что в соседней Литве оперативный контроль проводится один раз и в одном месте, и дважды никому платить не нужно...

БАМАП