07.12.07

Грузовое паромное сообщение буксует на всех направлениях

Вчера на встрече с делегацией земли Мекленбург -- Передняя Померания (Германия) в правительстве Ленинградской области обсуждался вопрос о создании грузовой судоходной линии между портами Засниц и Выборг. Между тем эксперты указывают на то, что до сих пор не удалось наладить регулярное сообщение между Усть-Лугой и Засницем в рамках проекта "Балтийский паром". На фоне того, что Засниц не является перспективным направлением, а модернизация Выборгского порта для приспособления его под крупные грузовые перевозки потребует значительных вложений, проект экспертам кажется малореальным.

Официальный запуск первой очереди паромной переправы Усть-Луга -- Балтийск (Калининград) -- Засниц (Германия) состоялся в сентябре прошлого года, но с тех пор наладить регулярное сообщение и открыть движение в Германию так и не удалось. Как рассказал вчера и. о. генерального директора ОАО "Компания 'Усть-Луга'" Юрий Погнаев, строительство таможенного пункта пропуска в Усть-Луге должно быть завершено в начале 2008 года, к этому же времени должна быть введена и автомобильная составляющая паромного комплекса. Однако, как рассказал Ъ один из представителей портового бизнеса, в текущем году строительство в автомобильной части паромного комплекса практически не велось, так как на это не было выделено средств из федерального бюджета. Как отмечает руководитель исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов, в настоящее время линия "Балтийского парома" фактически действует только на участке Балтийск--Засниц, да и там объемы перевозок такие, что не оправдывают государственных затрат на организацию паромной линии. Так, за один рейс паром перевозит всего около 150 тонн, что при стоимости фрахта примерно $60 тыс. за рейс нерентабельно.

По словам руководителя представительства порта Гамбург в России Дмитрия Васильева, привлекательность Засница заключается в наличии подъездных железнодорожных путей с такой же шириной колеи, как в России, что облегчает железнодорожные паромные перевозки. "Однако сейчас для организации такой линии нет грузопотока, причем экспортного, поэтому в одну сторону паром может отправляться пустым, что ставит под сомнение доходность от организации линии", -- говорит господин Васильев. По его словам, если экспорт идет из России в цистернах, то импорт в виде товаров -- в контейнерах, поэтому придется либо возвращать пустые цистерны обратно, либо, наоборот, везти в Засниц пустые платформы для контейнеров.

Несмотря на то что еще не организовано нормальное паромное сообщение между Усть-Лугой и Засницем, вчера на встрече обсуждался вопрос об организации паромного сообщения между этим немецким портом и Выборгом. Летом Выборгский порт был приобретен группой "Осло Марин", которая огласила масштабные планы по его модернизации и организации там перевалки ро-ро-грузов и контейнеров. Возможность открытия сообщения между портами Ленобласти и земли Мекленбург -- Нижняя Померания обсуждалась президентом группы "Осло Марин" Виталием Архангельским еще в августе этого года. Впрочем, для этого потребуется провести значительный объем работ. Как заявил вчера директор Выборгско-Высоцкого филиала ФГУП "Росморпорт" Александр Недвига, эти намерения потребуют реконструкции и расширения порта. Как отмечают эксперты, сейчас половина причалов в Выборге находится в аварийном состоянии, а глубины позволяют принимать только небольшие суда. Сегодня здесь существуют ограничения по длине и осадке для захода судов в Выборг -- максимальная осадка 6,5 м, максимальная длина 140 м, но уже к 2009 году в "Осло Марин" рассчитывают увеличить проходную осадку до 7,4 м. Однако эксперты отмечают, что дноуглубление связано со значительными сложностями из-за каменистости почв. В Выборге планируется развивать перевалку ро-ро- и контейнерных грузов. По мнению господина Васильева, если отказаться от железнодорожной составляющей в Заснице и организовать перевозку автомобильным транспортом, в том числе и ро-ро-грузов, то этот немецкий порт является не самым выгодным направлением, так как находится в природоохранной зоне острова Рюген и не обладает такой развитой дорожной сетью, как порты Любек или Киль. В свою очередь, господин Безбородов отмечает, что Засниц не является дистрибутивным центром и доставка грузов туда увеличит логистическую цепочку, а значит, и стоимость доставки.

Коммерсантъ в Санкт-Петербурге; 07.12.07