17.07.20

Грузовой подъём

На Красноярской дороге ведётся масштабная работа по расширению спектра и объёма предоставляемых комплексных транспортно-логистических услуг

Несмотря на сложную общественно-экономическую ситуацию в стране и мире, в первом полугодии 2020 года специалисты Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) привлекли к сотрудничеству более 50 новых клиентов.

Александр Кожанов, начальник Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания

– Александр Фёдорович, какие номенклатуры грузов лидируют?

– По итогам первого полугодия текущего года мы имеем существенную положительную динамику по нескольким грузовым номенклатурам. В частности, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года мы отправили со станций магистрали на 12% больше грузов в контейнерах. В абсолютном выражении это прирост в 177,9 тысячи тонн. Он обеспечен за счёт наращивания отгрузки цветных металлов, также сохраняется положительная динамика перевозок пиломатериалов и пеллет.

Другой растущий сектор – строительные грузы. Их со станций дороги отгружено на 68,7 тысячи тонн (или 11,2%) больше, чем в минувшем году. Подъём обусловлен прежде всего увеличением отправки щебёночной продукции в структурные подразделения путевого комплекса на Восточно-Сибирской магистрали в первом квартале.

Значителен прирост отгрузки и по цветной руде – на 166,3 тысячи тонн. Рост обусловлен увеличением поставок с Ачинского глинозёмного комбината на Братский и Новокузнецкий алюминиевые заводы. В свою очередь, для того, чтобы обеспечить нужные объёмы производства глинозёма, Ачинск стал потреблять больше нефелиновой руды, поставляемой в основном с Кия-Шалтырского месторождения.

– Как на грузовой работе магистрали отразилась пандемия?

– В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой был принят комплекс ограничительных мер в ОАО «РЖД». Однако красноярские грузоотправители, товаропроизводители и получатели грузов работу не прекращали. Поэтому должен сказать, что коронавирус существенного влияния на снижение погрузки не оказал. Лишь в отдельных секторах это влияние выходило на значимый уровень. Например, в сфере лесных перевозок. Поскольку большую долю леса мы отправляем в Китай, то на период ограничений, связанных с пандемией, действительно, поток экспортного леса в китайском направлении уменьшался.

В целом по итогам первого полугодия 2020-го мы отправили со станций дороги 37,8 млн тонн грузов, это на 5,3 млн тонн меньше, чем в прошлом году.

Стоит упомянуть о факторах, негативно отразившихся на динамике погрузки. Во-первых, это аномально тёплая зима 2019/20 годов. Отопительный сезон был сравнительно коротким, и, соответственно, предприятиям ЖКХ требовалось меньше угля. А уголь – это, напомню, основная грузовая номенклатура нашей дороги, он даёт более 60% совокупной погрузки.

Также снизились объёмы отгрузок и по второй важнейшей нашей номенклатуре – нефтепродуктам. Ранее сырьё для Комсомольского нефтеперерабатывающего завода поставлялось с нашего терминала в Уяре. Однако после ввода в строй второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» поставки нефти на Дальний Восток осуществляются трубопроводным способом.

– За счёт чего планируется восполнять объём отправления грузов?

– В первую очередь за счёт расширения и улучшения клиентского сервиса. Например, активно растёт использование на полигоне дороги суточного клиентского плана погрузки (СКПП) в АС ЭТРАН. Эту опцию ТЦФТО реализует совместно с Красноярской дирекцией управления движением, что позволяет обеспечить достоверное планирование и оперативное управление грузовой работой. В первом полугодии 2020-го доля грузоотправителей, вовлечённых в процесс формирования суточного клиентского плана погрузки, выросла с 94,7% до 98,2%. На сегодня это около 400 грузоотправителей.

Мы продолжаем расширение перечня предоставляемых комплексных транспортных услуг для получения дополнительных доходов. В частности, мы разработали для одного из грузоотправителей услугу по предоставлению путей общего пользования железнодорожной станции Чунояр под вагоны, погруженные контейнерами с лесоматериалами.

Одним из приоритетов получения дополнительных доходов остаётся развитие услуги по отправлению грузовых и контейнерных поездов по расписанию. В настоящее время действуют 35 договоров по 85 корреспонденциям, из них в первом полугодии 2020-го реализовано отправление по семи новым направлениям, преимущественно на Дальний Восток. В первом полугодии по расписанию отправлено 1 120 поездов с 16 станций отправления на 20 станций назначения по 52 корреспонденциям. В этом числе 304 грузовых поезда, 816 контейнерных поездов, и 12 поездов отправлено по услуге «Грузовой экспресс».

– Как повлиял на работу с клиентами массовый переход на удалённое обслуживание?

– Строго говоря, у нас такой переход произошёл уже давно. Мы не первый год уделяем большое внимание внедрению цифровых и автоматических методов работы. Отношения с клиентами у нас выстроены с помощью электронных средств связи. Это и интернет, и телефония, и традиционная электронная почта, и различные мессенджеры. Допустим, по СКПП мы создали специальную группу в мессенджере WhatsApp, где с грузоотправителями можем оперативно решать возникающие вопросы.

Поэтому в большинстве своём наши клиенты никаких перемен от введения удалённого режима не почувствовали. У нас есть, конечно, отдельные компании, с которыми мы используем традиционные методы. С такими предприятиями работаем индивидуально, но стоит отметить, что со временем их становится всё меньше. Электронная, удалённая форма работа и проще, и, главное, оперативнее.

– Что предпринимается для дальнейшего упрощения документооборота?

– Могу привести пример такой работы в сфере экспортных грузоотправок. В этом году у нас разработана и утверждена технология по оформлению и проверке железнодорожных транспортных накладных со станций Красноярской магистрали в режиме экспорта без проставления отметок таможенных органов. Экономия от упрощения документооборота только за шесть месяцев нынешнего года составила 342 тысячи рублей.

Эта технология используется для перевозок лесных грузов и зерна. Она не только ускоряет оформление накладных, но и позволяет грузоотправителю сократить временные затраты на перевозку, планировать погрузку без учёта режима работы таможенных органов, а также сократить расходы, связанные с организацией доставки перевозочных документов в таможенный пост.

– Самый активно растущий сектор – отправка контейнерных грузов. Чем обусловлена позитивная динамика?

– Ориентация на развитие контейнерного сектора – это приоритет федерального уровня. В рамках исполнения Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» холдинг ОАО «РЖД» в качестве приоритетной задачи реализует план мероприятий по достижению общесетевого объёма железнодорожных контейнерных перевозок в количестве 6 млн контейнеров ДФЭ по итогам 2020 года.

В текущем году перед Красноярской железной дорогой поставлен целевой показатель по контейнерным перевозкам – не менее 281 475 ДФЭ в год. В январе – июне мы уже отгрузили 125 006 ДФЭ. Для сравнения: за шесть месяцев 2019 года было отправлено 106 958 ДФЭ.

На дороге продолжается открытие станций по тарифному руководству №4 для работы с большегрузными контейнерами. С начала года уже открыто 11 путей необщего пользования по станциям Базаиха, Злобино, Канск-Енисейский, Карабула, Красноярск-Северный, Лесосибирск, Чунояр, Ташеба, Ужур, Подсиний, Мариинск. Всего в этом году планируется работа по открытию 11 станций для 18 грузоотправителей.

– Как ведётся сотрудничество с другими железнодорожными предприятиями полигона магистрали?

– Конечно, без эффективного взаимодействия подразделений компании невозможно ни развитие сегмента контейнерных перевозок, ни привлечение дополнительных объёмов грузов на железнодорожный транспорт.

Мы дополнительно организовали отправку лесной продукции в составе контейнерных поездов по расписанию, погруженных на площадках Дирекции по управлению терминально-складским комплексом, расположенных на станциях Абакан, Канск-Енисейский и Красноярск. Суммарно с этих станций отправлено 48 контейнерных поездов, или 79,2 тысячи тонн груза.

На 2020–2021 годы запланировано техническое развитие производственных участков Дирекции по управлению терминально-складским комплексом. И это очень важно для дальнейшего развития нашего взаимодействия. В текущем году для грузового двора на станции Красноярск уже поступил один контейнерный перегружатель, поставка второго ожидается к концу года. Ещё один контейнерный перегружатель передислоцирован на грузовой двор станции Абакан.

Также мы совместно с Дирекцией управления движением продолжаем в настоящем году работу по организации грузовых экспрессов с лесопродукцией назначением на Забайкальск с пополнением их по станции Тайшет до весовой нормы вагонами погрузки Восточно-Сибирской дороги. Кроме этого прорабатываем вопрос пополнения как транзитных контейнерных поездов, так и поездов собственного формирования вагонами погрузки Красноярской железной дороги до 71 условного вагона. Есть проект по организации формирования и отправления контейнерных поездов с путей необщего пользования Лесосибирского речного порта с участием одного из промышленных предприятий.

Другой проект мы реализуем совместно со службой вагонного хозяйства. Мы проработали вопрос осмотра вагонов под погрузку на экспорт на станциях выгрузки или в транзитных поездах силами пунктов технического обслуживания (ПТО) для собственников и операторов подвижного состава. Это позволит нам исключить непроизводительные расходы по браковке таких вагонов при осмотре на станции погрузки.

– Как развивается концепция кросс-продаж услуг на Красноярской железной дороге?

– Для привлечения дополнительной клиентской базы на железнодорожный транспорт мы продолжаем развивать эффективное взаимодействие центров продажи услуг с подразделениями региональных дирекций и дочерних обществ на принципах кросс-продаж услуг.

За шесть месяцев текущего года специалисты центров продажи услуг привлекли 56 новых клиентов. Из них восемь грузоотправителей возобновили свою работу на дороге. На конец первого полугодия клиентская база ЦПУ составила 133 клиента, это те партнёры, которых специалисты ЦПУ сопровождают в течение одного года взаимодействия.

– Как в Красноярском территориальном центре фирменного транспортного обслуживания оценивают перспективы грузовой работы на второе полугодие?

– С осторожным оптимизмом. Тому есть ряд оснований. Во-первых, 2020 год даст нам рост пропускных способностей. На дороге продолжается интенсивная реализация программы развития южного хода Междуреченск – Абакан – Тайшет. Южсиб важен нам и как транзитный коридор, и как магистраль для вывоза наших грузов, в первую очередь стремительно развивающейся угольной отрасли Хакасии. В минувшем году мы открыли там четыре новых двухпутных перегона, в этом – ожидаем открытия ещё шести. Это, конечно, расширит пропускные способности линии и, соответственно, позволит нам существенно нарастить отгрузку с южных станций дороги.

Во-вторых, у нас продолжает развиваться экспортное направление.

По итогам первого полугодия текущего года погрузка на экспорт со станций магистрали выросла на 11,9%, это дополнительно 1,5 млн тонн. В этом числе через морские порты перевозки увеличены на 2,2 млн тонн, или на 26%.

Полагаю также, что во втором полугодии мы вернёмся к позитивной динамике совокупных объёмов отгрузки. В частности, по самым массовым перевозкам (например, уголь) мы прогнозируем рост объёмов уже с августа.

Гудок