22.04.08

Грузовые перестройки

Ожидается, что к 2026 году объем воздушных грузоперевозок вырастет как минимум втрое по сравнению с нынешним. Значительная часть роста приходится на столичный регион. Сейчас московские аэропорты планируют существенно расширить площади своих грузовых терминалов.

Ставка на мультимодальность

Шереметьево хочет к 2015 году стать лучшим аэропортом-хабом в Европе по качеству обслуживания и в рамках этой стратегии планирует строительство крупнейшего в России мультимодального грузового комплекса, который объединит в себе множество объектов по организации обслуживания авиа-, авто- и железнодорожных перевозок. Пока началось только строительство главного объекта комплекса авиационного грузового терминала.

Инфраструктура нового комплекса предусматривает организацию площадей для обработки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Шереметьево станет первым аэропортом в России с возможностью обрабатывать такие грузы на одной территории на трех видах транспорта. Универсальность — одно из главных конкурентных преимуществ этого аэропорта. "В отличие от Домодедово, аэропорт Шереметьево предоставляет перевозчикам возможность выбирать поставщиков услуг для осуществления рампового обслуживания: на сегодняшний день здесь работают три поставщика складских услуг со значительными площадями, предназначенными для хранения разных видов грузов. Здесь также имеется возможность для специализированных перевозок опасных грузов ("Шереметьево-Карго") и проведения погрузо-разгрузочных работ на рамповых самолетах (международный аэропорт Шереметьево). Шереметьево можно назвать наиболее универсальным из аэропортов Москвы",— говорит генеральный директор авиакомпании AirBridge Cargo Геннадий Пивоваров.

После введения в эксплуатацию нового здания у аэропорта Шереметьево появится возможность для существенного увеличения грузопотока — правда, конкретные цифры не называются. Мультимодальный грузовой комплекс будет расположен в секторе Шереметьево-1 на территории около 13 тыс. кв. м. Согласно проекту, авиационный терминал представляет собой двухуровневое здание (72х170 кв. м), первый этаж которого будет отведен под зону хранения и обработки грузов, а на втором планируется создать зоны обслуживания грузоотправителей и грузополучателей. В авиагрузовом терминале также будут предусмотрены офисные помещения для работы авиаперевозчиков, их агентов и транспортно-экспедиционных компаний, представителей таможенных, контролирующих и пограничных структур. Инвестором строительства грузового комплекса выступает ООО "Стройимпорт", генеральным подрядчиком — "Трансстрой". Стоимость возведения самого авиагрузового терминала, который будет построен в первую очередь, составляет, по расчетам компании, около $10 млн.

Строительство грузового терминала началось в конце апреля 2007 года, и будущим арендаторам обещают, что они смогут въехать в свои помещения уже во втором квартале текущего года.

Увеличение с нуля

Шереметьево расширит свои грузовые площади быстрее, чем конкуренты. Во Внуково почтово-грузовой терминал будет строиться одновременно с новым пассажирским и рядом с ним. Вначале предполагалось, что комплекс будет введен в строй в 2007 году, но он до сих пор не готов. Теперь говорят, что он будет сдан в 2008-м. Комплекс во Внуково тоже будет интермодальным. Его основная функция — обработка и хранение грузов и почты в аэропорту при организации перевозок на воздушном, автомобильном и железнодорожном транспорте, а также оказание услуг по таможенному оформлению, агентской и экспедиторской деятельности. Площадь терминала составит 57 тыс. кв. м, в нем будет от двух до семи этажей, пропускная способность — 150 тыс. тонн в год. С вводом его в действие Внуково сможет больше чем в семь раз увеличить объем грузоперевозок — пока через аэропорт проходит не более 20 тыс. тонн грузов в год.

Новый терминал будет примыкать к новому зданию аэровокзала, что, как планируют руководители аэропорта, позволит в максимально сжатые сроки доставлять груз к местам стоянок самолетов и сократить время, отведенное на прием груза для воздушной перевозки, до трех часов до начала рейса. Жаль, правда, что разработку грузового терминала не доверили той же компании Obermeyer Planen, которая занималась пассажирским: на фоне этого футуристического строения терминал для обработки грузов будет выглядеть слишком массивным.

Работать он будет круглосуточно. На первом уровне будут склады хранения грузов любой категории, в том числе опасных, радиоактивных, ценных, требующих определенных температурных условий, тяжеловесных и других, на втором уровне — склады хранения товаров магазинов беспошлинной торговли и экспресс-грузов. Общая площадь складов составит около 20 тыс. кв. м.

Грузовой терминал по замыслу руководства аэропорта будет представлять собой бизнес-центр, объединяющий участников процесса грузоперевозки в единую логистическую цепь, что позволит существенно сократить время обработки каждой заявки. В рамках эксперимента на базе нового терминала создадут московский центр экспресс-перевозок. Аэропорт Внуково готов предоставить экспресс-перевозчикам изолированные зоны на территории для организации складов и офисов и перспективу расширения возможностей для обработки экспресс-грузов.

Инвестиции в проект составят более $40 млн.

Безмятежное лидерство

Нынешний лидер по объемам грузообработки в Москве аэропорт Домодедово пока не планирует строительства нового грузового терминала. Площадь существующего невелика по сравнению с тем, что планируют построить конкуренты: она составляет около 13 тыс. кв. м. Но это пространство используется максимально эффективно: его пропускная способность составляет до 800 тонн груза в сутки, то есть до 292 тыс. тонн в год (правда, до таких объемов грузоперевозки аэропорт пока не дошел). Кроме того, терминал хорошо технически оснащен. Это позволяет принимать разные грузы, в том числе делящиеся и радиоактивные. Поэтому дальнейшее развитие грузовой части аэропорта будет происходить не экстенсивным, а интенсивным путем: предполагается увеличение площади складов, внедрение технологии радиочастотной идентификации объектов при обработке грузов, увеличение доли обработки пакетированного груза, создание новых транспортно-логистических цепочек отправки грузов, дальнейшее формирование собственной сети продаж грузовых перевозок. В ближайшие два-три года будут построены дополнительные площади — около 14 тыс. кв. м. За счет этого емкость грузового терминала планируется удвоить.

Правда, не понятно, позволит ли такая модернизация решить основные проблемы грузового терминала — недостаточное количество складских помещений и техники, необходимой для работы с тяжелыми и негабаритными грузами, которые перевозятся рамповыми самолетами. Останется и такой недостаток, как значительная удаленность грузового терминала от стоянки самолетов.

По данным компании "Атон", сейчас на Домодедово приходится чуть более 50% объема всех грузовых перевозок; но со временем расклад, вероятно, изменится. "Конечно, с запуском новых терминалов баланс сместится не в пользу сегодняшнего лидера. Однако до этого наверняка будет некоторый временной лаг, связанный с вводом обслуживающих линий на полную мощность. Поэтому реальную конкуренцию домодедовскому грузовой терминал в Шереметьево составит не раньше середины 2009 года",— полагает Илья Ильин, аналитик "Атона". Внуково же, очевидно, не сможет занять лидирующие позиции, но увеличит свою долю на рынке.

Коммерсантъ-Приложение ; 22.04.2008