02.02.07

Грузы затягивают транспортный узел

Мурманский транспортный узел нуждается в срочной модернизации.

В противном случае, по мнению специалистов Октябрьской железной дороги, инфраструктура просто не сможет обеспечить перевозку возрастающего объема грузов.

При этом, считают на ОЖД, развивать транспорт в Северо-Западном регионе необходимо, используя принципы государственно-частного партнерства.

«Такая форма взаимодействия для развития мурманского транспортного узла не просто важна, а жизненно необходима. Альтернативы ей нет. ОАО «РЖД» не обладает такими ресурсами, которые позволили бы провести полную реконструкцию, соответствующую требованиям времени», – заявил на минувшей неделе начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов.

Причина беспокойства – рост объема перевозок, в частности угля. По данным института «Гипротранстэи», если в 2003 году через Мурманский железнодорожный узел на экспорт ушло 5,8 млн тонн кузбасского угля, то в 2005-м – уже 11 млн тонн. К 2010 году ожидается увеличение грузопотока до 12 млн тонн, а к 2015-му – до 15 млн тонн.

Кроме того, на западном побережье Кольского залива запланировано строительство угольного и нефтеналивного терминалов, что повлечет за собой еще большее увеличение грузопотока. В прошлом году завершились изыскательские работы на месте возведения терминала для ОАО «УК «Кузбассразрезуголь». Его строительство должно закончиться в 2012 году. После завершения первой очереди строительства в 2008 году он должен перерабатывать 6 млн тонн топлива в год. Вторая и третья очередь терминала, запуск которых запланирован на 2010 и 2012 годы, позволят выйти на мощность 12 и 18 млн тонн угля в год соответственно.

В том же 2012 году должен вступить в строй и нефтеналивной терминал, предназначенный для перевозки нефти и сжиженного газа с шельфовых месторождений, в том числе со Штокмановского. Его мощность составит примерно 10 млн тонн в год. Часть грузов нефтяники планируют перевозить с помощью железнодорожного транспорта. В итоге общий объем предъявляемых к перевозке грузов к 2015 году составит порядка 69 млн тонн в год.

По мнению руководителей ОЖД, планы компаний по созданию новых портовых мощностей, а также рост перевозок грузов потребуют модернизации ряда железнодорожных участков на всей территории Мурманской области. В противном случае железнодорожники просто не смогут перевезти предъявленные объемы. Ведь, по предварительным данным, через станции мурманского хода в 2006 году прошло 20968 тыс. тонн грузов.

При этом однопутные участки Идель – Медвежья Гора, Полярные Зори – Апатиты – Мурманск, а также станции Кемь, Лоухи, Белое Море, Кандалакша, Кола, Выходной и Мурманск сегодня сдерживают пропускные способности железной дороги в этом регионе. Поэтому, убеждены железнодорожники, необходима срочная модернизация этих инфраструктурных объектов.

Согласно «Генеральной схеме развития железнодорожного транспорта «РЖД» на перспективу до 2010 и 2015 гг.» для обеспечения предъявляемых объемов перевозок до 2010 года необходимо построить 146,9 км вторых путей на однопутных участках, провести реконструкцию Волховстроевского узла, на многих предузловых станциях выполнить удлинение приемо-отправочных путей. До 2015 года построить мостовой переход на участке Кемь – Беломорск через реку Шуя, через реку Ковда (на участке Ручьи Карельские – Лоухи) и построить 152 км вторых путей. По словам начальника ОЖД Виктора Степова, эти работы обойдутся ориентировочно в 40 – 50 млрд руб.

К терминалам, которые будут построены на западном побережье Кольского залива, потребуется подвести новую железнодорожную ветку длиной около 30 км, что обойдется, по расчетам ОАО «Ленгипротранс», в $256 млн. Эти средства уже заложены в федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)».

Однако не только железнодорожникам и грузоотправителям предстоит инвестировать средства в инфраструктуру. Мурманский морской торговый порт (ММТП), который является одной из конечных точек маршрута Кузбасс – Северо-Запад, постоянно сталкивается со сложностями в перевалке грузов. 11 млн тонн угля, перерабатываемых в порту ежегодно, – это практически предел ММТП. Дело в том, что географические особенности местности, в которой располагается порт, ограничивают схему его развития. ММТП прижат жилой застройкой города к береговой линии. Просто разрастаться предприятие не имеет возможности. Единственный способ увеличивать объемы переработки – перейти на новые технологии работы и модернизировать действующие мощности. По словам гендиректора ОАО «Мурманский морской торговый порт» Виктора Морозова, администрация ММТП уделяет особое внимание угольной составляющей грузооборота порта. Сегодня порт инвестирует средства в современное оборудование: введена в эксплуатацию эстакада для выгрузки полувагонов, продолжаются предпроектные работы по строительству станции с вагоноопрокидывателем. В 2006 году здесь уже запущены в эксплуатацию 4 мобильных манипулятора «Сеннебоген», весной 2007 года ожидается поступление еще 6 таких же машин. В ближайшее время ММТП получит новый кран-манипулятор «Ворон». Кроме того, порт намерен приступить к строительству контейнерного терминала мощностью 1 млн TEU.

Для того же, чтобы синхронизировать все эти проекты модернизации инфраструктур, в марте этого года запланировано проведение выездного заседания Координационного совета при полпреде президента в СЗФО Илье Клебанове, на котором соберутся все заинтересованные стороны. Там же предстоит разговор и о применении частно-государственного партнерства для реализации инфраструктурных проектов.

Справка «Гудка»

Как сообщила «Гудку» пресс-служба ОЖД, в 2005 году Мурманским отделением железной дороги было переработано 27 млн тонн грузов, что почти на 10% больше, чем в 2000 году. Экспортных грузов в 2005 году по отделению было обработано 26,2 млн тонн, в том числе 20,5 млн тонн – в портах. Итоги 2006 года пока не обработаны, но ожидалось, что цифры вырастут до 29,1 млн тонн и 22,8 млн тонн соответственно. Прогнозы роста на 2007 год – 34 и 26,3 млн тонн. По сведениям, полученным «Гудком» в ММТП, в 2006 году грузооборот порта составил 14 млн 107,9 тыс. тонн. Обработано 297 судов и более 206 тыс. вагонов.

Структура грузооборота порта: на экспорт перерабатывается уголь, апатитовый концентрат, черные и цветные металлы, окатыши. В каботаже порт перегружает грузы ОАО «Норильский никель». За прошедший год объемы экспорта увеличились: угля – на 94,3 тыс. тонн, цветных металлов – на 76,3 тыс. тонн, грузов в каботаже – на 128,2 тыс. тонн.

«Гудок» 02.02.2007