31.01.05

Хорошему логистику логика не помешает

В советские времена существовала уважаемая и весьма прибыльная профессия - товаровед. Ценность ее заключалась в том, что человек имел доступ к импорту. Не менее выгодно было служить завскладом - по тем же причинам. Дефицит для предприятий и магазинов доставляли снабженцы. Их главным достоинством считалось умение завязать нужные знакомства в министерствах и ведомствах и "выбить" столь нужные запчасти, стройматериалы, продукты и промтовары... Сегодня специалист, выполняющий эти функции, называется по-западному - логистик. Он регулирует весь процесс прохождения товара - от производителя до потребителя.

Логистика - это наука об управлении товарными, финансовыми и информационными потоками. Для России это относительно новая специальность: официально она вошла в перечень Министерства образования и науки РФ лишь в 2000 г. Подготовка логистиков осуществляется пока в некоторых госуниверситетах (на факультетах экономики) и "экономических" академиях, а также в ряде коммерческих учебных заведений. Кроме того, существуют специальные курсы для ускоренной подготовки специалистов-логистиков и программы второго высшего образования. Но тем не менее логистики уже вовсю трудятся в крупных российских компаниях и фирмах. Основная их функция - обеспечить наличие продукции в нужном месте и в нужное время, причем с минимальными затратами.

Сегодня товаров много, российский рынок практически насыщен, и, чтобы победить в конкурентной борьбе, надо уменьшить непроизводственные потери. У американцев есть пословица: "Доллар сэкономленный - доллар заработанный". Раньше каждому советскому завскладом было известно правило трех "у" - усадка, усушка и утруска (за счет чего и получался "левый" товар), теперь же каждый грамм и метр у рачительного бизнесмена на счету. Поэтому логистика (по-научному - логистическое управление) - это учет и контроль, регулирование и планирование, анализ и прогноз.

Запас карман тянет

Первый этап работы логистика - определить, сколько и какого товара необходимо закупить. Затем - поиск производителя или продавца. Хороший специалист знает, где можно купить подешевле, а продать подороже. Поэтому, как говорится, торг в логистике вполне уместен. Когда товар приобретен, нужно думать о том, чтобы его с выгодой сбыть. Но на пути от производителя до потребителя существует несколько "перевалов": склад предприятия - транспорт - склад закупочной фирмы - транспорт - склад магазина - покупатель. И на каждом из них возможны потери. Логистик должен хорошо знать правила перевозки и хранения любых грузов - от продуктов питания, одежды и бытовой техники до особо ценных и опасных материалов. Важно также учесть, какой из видов доставки наименее затратен. Школьное правило "кратчайшее расстояние между двумя точками". это прямая в бизнесе, особенно отечественном, не всегда срабатывает. Иногда выгоднее и безопаснее отправить груз окольной дорогой. Скажем, в США, где отличные шоссе и весьма развитая инфраструктура, основные грузоперевозки приходятся на грузовики-трейлеры. У нас же (в силу больших расстояний и отвратительных дорог) товары выгоднее перевозить контейнерами по железной дороге. А самый дешевый транспорт, как известно, морской, хотя он и самый неспешный.

Поэтому логистик в каждом конкретном случае должен определить, что выгоднее дешевизна или скорость. Понятно, что одни товары (скажем, продукты питания) необходимо доставить в течение нескольких недель или даже дней, а другие (лес, уголь) можно продержать в пути несколько месяцев. Минимизация расходов на транспорт одна из главных задач логистика.

Наконец товар попадает на склад. Здесь тоже надо помнить об экономии в данном случае экономии места. Нельзя допустить затоваривания, но наличие свободных площадей тоже плохо. Ведь за аренду и обслуживание склада приходится платить, и это, разумеется, затем скажется на цене товара. Логистик обязан в каждый момент времени знать, сколько на складе имеется тех или иных единиц хранения, сколько нужно закупить, а сколько уже можно отправить на продажу.

В логистике часто используются компромиссы. Например, иногда выгоднее передать товар для продажи посреднику, который быстро реализует его в своем регионе, чем самому везти его за тридевять земель и искать покупателей. Дополнительную прибыль можно получить не только за счет экономии, но и за счет увеличения товарооборота.

Анализируй это

Для сложных расчетов в логистике используется математика линейное программирование, математическая оптимизация, методы прогнозирования, сетевое моделирование, математические матрицы, теория управления и т.д. Без царицы наук не обойтись: ведь любая торговая компания, даже самая маленькая, оперирует широкой номенклатурой товаров с очень разными характеристиками, имеет несколько контрагентов. Регистрация, обобщение и анализ всей этой информации весьма трудоемкая процедура. Логистик должен постоянно отслеживать выполнение поставок и платежей, сроки резервирования товаров по заказам клиентов, начисление неустоек и пеней... Без солидной математической и экономической базы, а также логического мышления и аналитических способностей делать в этой профессии нечего.

И, разумеется, логистик должен быть на ты с информационными технологиями и вычислительной техникой: все операции с товаром вносят в электронную память компьютера, и затем они используются при работе. Знание современных бухгалтерских и транспортных программ тоже обязательное условие при приеме на работу. Спецу по товарам еще необходимы психология (особенно при ведении деловых переговоров), умение управлять коллективом, знание конфликтологии и основ тренинга. Во многих компаниях требуется также владение иностранным языком (хотя бы английским), ведь российские фирмы все чаще выходят на мировой рынок, и надо уметь общаться с зарубежным партнером на его родном языке.

Специальность логистика включает в себя несколько специализаций, которые студенты осваивают на старших курсах. Это складская и транспортная логистика, управление запасами, логистика закупок, логистика в торговле, логистический менеджмент в организационной структуре предприятия, логистическая система предприятия и автоматизация логистических процессов, внешнеэкономические операции и таможенные формальности.

Человеку, желающему стать логистиком, надо помнить: это профессия практическая. Определенные знания даются, конечно, в вузах, но без закрепления на практике они останутся лишь теорией. Поэтому логистику нужно как можно раньше начинать трудовую деятельность. Вначале простым экспедитором или даже водителем. Это даст необходимый опыт, а он, как известно, бесценен.

ПОЛУЧИТСЯ ЛИ ИЗ ТЕБЯ ЛОГИСТИК?

Логистик должен уметь хорошо считать и мыслить логически. Попробуйте решить несколько простых задач. Знание уравнений с иксами и игреками , а тем более интегралов или дифференциалов не требуется...

Для начала примеры двух индийских математиков, живших в VI и XII веках.

1. Найдите наименьшее число, дающее при делении на 2, 3, 4, 5 и 6 в остатке 1 и, кроме того, делящееся без остатка на 7.

2. Одна треть, одна пятая и одна шестая цветков лотоса в венке посвящена богам Шиве, Вишну и Сурье, а одна четвертая Бхавани. Остальные 6 цветков предназначены почитаемому праведнику. Сколько цветков лотоса сплетено в венок?

Теперь задача знаменитого физика Ньютона.

3. У купца была некоторая сумма денег. В первый год он истратил 100 фунтов, а к оставшейся сумме добавил третью ее часть. В следующем году он вновь истратил 100 фунтов и увеличил оставшуюся сумму на треть. В третьем году он опять истратил 100 фунтов и добавил к остатку третью его часть, после чего его капитал стал вдвое больше первоначального. Каков был его первоначальный капитал?

А теперь литературная логистика.

4. Поп и его работник Балда возвращались с базара со скоростью 4,5 версты/час и прошли весь путь за 1 и 2/3 часа. С какой скоростью им надо было идти, чтобы вернуться домой на 10 минут раньше?

Если вы все решили меньше чем за полчаса смело идите учиться на логистика. Если провозились дольше стоит подумать о другой специальности.

Кстати, все задачи взяты из учебника по математике для 6-го класса... Решить их можно, оперируя только логикой и четырьмя арифметическими действиями.

Московский Комсомолец от 31.01.2005