Импорт бытовой техники: выйдет ли рынок из тени?
Федеральная таможенная служба намерена потеснить серый импорт на одном из самых активно развивающихся рынков -электробытовой техники и электроники. Компаниям-производителям было предложено представить в ФТС России прайс-листы с учетом ассортимента и модельного ряда ввозимых товаров, а также образцы инвойсов и списки официальных дилеров, с которыми работают в России зарубежные производители. Об отношении предпринимателей к инициативе ФТС и ситуации на рынке в целом рассказывает президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Пляцевой.
- Готовы ли участники рынка к
работе по-новому? В чем вы видите задачу своей профессиональной организации по отстаиванию интересов членов РАТЭК в
данной ситуации?
- Очень важно, чтобы все стороны - и государство, и предприниматели - понимали, что рынок в целом
достаточно консервативен. Он не
может и не должен подвергаться
резким и частым изменениям, потому что чем более стабильны и понятны условия игры, тем более динамично рынок развивается. Ведь если
предприниматель не понимает, в каких условиях он будет работать через месяц, два или год, он не может
долгосрочно планировать свою работу, объемы инвестиций.
Не менее важны и равные условия для работы на рынке. Это легко сказать, но не очень легко реализовать на практике, учитывая многочисленность факторов, от которых это зависит. Общими усилиями надо создать систему, которая бы автоматически обеспечивала равенство и предсказуемость условий для участников рынка. Прежде всего это касается пересечения границы и таможенного оформления. Последнее очень важно, потому что более 90 процентов электробытовых товаров на внутреннем рынке - это либо полностью импортная продукция, либо собранная из импортных комплектующих. В зависимости от того, как товар въехал в РФ, как он был растаможен, какие платежи были уплачены, а также какой была скорость оформления, зависит как себестоимость товара, так и конкурентоспособность для участников рынка.
- В чем особенности легализации рынка бытовой техники и
электроники?
- Что же касается легализации,
то есть уже позитивный пример - это
автомобильный рынок. Как мы пони
маем, более 80 процентов этого
рынка находится в белом пространстве. Ситуация с электробытовой техникой и электроникой более
сложная.
РАТЭК ведет рейтинг товарных групп. Так вот, у нас есть товарные позиции, которые имеют 90 и более процентов легальности. Это холодильники и стиральные машины. Но, к сожалению, есть и такие товарные группы, где легальность менее 10 процентов. Это относится к мобильным телефонам, плазменным панелям, некоторым компьютерным составляющим, скажем, мониторам, а также к цифровым фотоаппаратам.
- Руководство ФТС России через свою пресс-службу выразило
признательность компаниям, которые уже представили прайс-
листы, и заявило, что таможенное ведомство оставляет двери
открытыми перед теми, кто готов
присоединиться к выдвинутой им
инициативе . Что вы можете сказать по этому поводу?
- Наша ассоциация будет добиваться, чтобы все производители
представили прайс-листы в ФТС
России. Это отвечает общим интересам. Ведь прайс-листы - наиболее
объективный критерий при определении таможенной стоимости техники, потому что там указаны и модель,
и ее цена. В свою очередь, нам очень
важно, чтобы таможенные органы
своевременно довели эту информацию до мест оформления.
Как известно, был отменен приказ о местах оформления, и теперь электронику можно будет оформлять на любом терминале. Однако нам кажется, что в данной ситуации саморегулируемая организация профессиональных участников рынка могла бы взять на себя инициативу и выступить с предложением о добровольном ограничении мест оформления. Представляется, что электроника должна оформляться только там, где есть для этого условия и целесообразность.
Предложение о добровольном ограничении мест оформления находит понимание среди участников ВЭД. В ближайшие несколько месяцев наша ассоциация будет вести работу в этом направлении. Мы должны выработать критерии, довести их до таможенной службы и уже вместе с ней отстроить механизмы контроля работы конкретных таможенных постов, терминалов на предмет соблюдения равных условий оформления. Ведь не секрет, что сейчас мы сталкиваемся с тем, что при поставке товаров в РФ происходит корректировка таможенной стоимости. Причем размеры этой корректировки на разных постах могут быть совершенно разными, хотя речь идет об одних и тех же группах товаров.
- То есть прайс-листы устранят то недовольство, которое вызывали информационные письма?
- Прайс-лист, конечно, предпочтительнее. При этом надо отметить,
что информационные письма по товарным группам вызывали меньше
протестов, чем информационное
письмо по производителям. Когда
появилось последнее, то возникли
резко неравные условия, некоторые
производители оказались за бортом
конкуренции. В рамках товарной
группы равенство соблюдалось, но
были весьма сложные механизмы
подсчета, к примеру, учитывать какую-то функцию или нет. Как правило, это занимало много лишнего
времени по определению стоимости
конкретного товара, а следователь
но, замедлялась скорость таможенного оформления.
При наличии прайс-листов (еще лучше, если они будут в электронном виде) таможенный инспектор, не заглядывая в бумажку, может получать любую информацию. Это та ближайшая перспектива, к которой должны стремиться участники ВЭД, наша профессиональная ассоциация, их объединяющая, и таможенная служба.
Надеемся также, что это будет происходит под патронажем Минэкономразвития России, поскольку, как нам известно, глава ведомства Герман Греф неоднократно обращал внимание на проблему занижения таможенной стоимости различных товаров.
- Все ли члены ассоциации
поддержали предложение таможенной службы по представлению прайс-листов?
- Могу сказать, что в целом участники ВЭД поддерживают идею создания для всех равных условий на рынке. Вместе с тем не надо забывать, что на рынке существует конкуренция. Каждая компания хочет иметь конкурентные преимущества и в принципе рассматривает предложения о покупке товара, в том числе на внутреннем рынке, по наименьшей цене. Такие предложения появляются и, к сожалению, могут появляться и в будущем за счет недобросовестных схем растаможивания. Это приводит к тому, что идет обострение конкуренции не на этапе оформления, а при работе на внутреннем рынке. Вот, собственно, почему и возникла инициатива ФТС, а также встреча торговых компаний и товаропроизводителей, где обсуждалась проблема отгрузки товаров в адрес оффшорных компаний.
Вопрос встал очень остро: если производители будут, как они это делали раньше, поставлять товары в адрес оффшорных компаний и каких-то виртуальных участников рынка, то нет сомнений в том, что эти товары появились в России с уклонением от уплаты таможенных пошлин и платежей. В конечном итоге, создается еще один виток для недобросовестной конкуренции.
Отказ от подобной практики - достаточно серьезное требование. Ведь у производителей есть свои собственные планы, уже сформированные на несколько лет вперед в соответствии с прогнозами и оценками российского рынка. Мало того, есть уже произведенный товар. Поэтому, естественно, решение принять очень трудно и, конечно, это не может произойти в один день. Но еще раз отмечу, что понимание этой проблемы есть.
Сегодня очень многое зависит от активных действий ФТС, в особенности правоохранительного блока и таможенной инспекции. Именно работа этих служб будет способствовать легализации рынка. Что же касается участников рынка, то они вполне позитивно относятся к проверкам. Но при этом считают, что проверки должны быть качественными, результативными, должны доводиться до конца с целью выявления, а не сглаживания реальных нарушений.
- Вы находите понимание это
го в ФТС России?
- Да, на уровне руководства. На
прошедшей недавно встрече между
участниками ВЭД с одной стороны,
правоохранительным блоком и таможенной инспекцией с другой стороны, члены ассоциации заявили, что
готовы добровольно предоставить
информацию об объемах импорта,
стоимости и заключенных контрактах. Собственно, такую информацию
они представляют и по приказу
727. Но мы считаем, что электронная база цен, по которой можно про
следить не только по каким ценам
товар ввозится, но также и реализуется на внутреннем рынке, должна
быть доступна и таможенной инспекции, и каким-то иным управлениям, к
примеру, ГУБК. Это поможет избе
жать серьезных нарушений, когда, к
примеру, товар каким-то образом
декларируется за 20 долларов, а реализуется уже за 200 долларов.
Таких наценок на легальном внутреннем рынке нет. Средняя маржа у компаний, работающих в нашем биз несе, составляет 21-23 процента. Хотя, наверно, есть товарные группы, где наценка составляет 40 или чуть более процентов, но это, в принципе, исключения. Также есть компьютерная группа, где наценка -10 процентов даже для розничной реализации.
- То есть, супервысокие доходы от торговли электробытовой
техникой - это миф?
- Еще пять лет назад средняя наценка составляла 30 процентов, сегодня - чуть больше 20 процентов.
Наш рынок быстро растет, на нем
очень высокая конкуренция, поэтому
и наценки снизились весьма существенно. Это заставляет компании
работать более эффективно, постоянно уменьшать свои издержки.
Ведь в эти 21-23 процента сегодняшней наценки входят, между прочим, и расходы по таможенным платежам. Участники рынка понимают:
если расчеты при корректировке
таможенной стоимости будут
необъективными, то это может
убить весь бизнес, а компании,
чтобы выжить, вынуждены будут покупать товар где-то на внутреннем
рынке.
Корректировка таможенной стоимости, как мы знаем по ситуации с мобильными телефонами, может быть до полумиллиона долларов. На этом примере понятен и масштаб проблемы, и возможные злоупотребления. Вот почему, еще раз подчеркиваю, важны объективные критерии стоимости. Чем быстрее они появятся в руках работников таможни, тем быстрее они станут ежедневным инструментом для работы.
Лучше, если все будет в электронном виде. Тогда будет убран субъективный фактор в лице таможенного инспектора, а компьютерная база не будет давать возможности оформить ниже определенного уровня. То есть, если хочешь легально ввезти товар, заходишь в базу данных, набираешь номер модели, сразу же фиксируется цена, которая затем вводится в ГТД .
- И когда же весь рынок вый
дет из тени, легализуется?
- Без технологий, в том числе и
таможенных, сделать это быстро будет крайне сложно. Потому что даже
сегодняшние примеры корректировок показывают, что рынок столкнулся с новыми проблемами. Что я
имею в виду? Раньше были минимальные цены, на которые ориентировались участники рынка при оформлении грузов. Они понимали, что в любом месте оформления ниже не будет, да и выше тоже. Сегодня получается, что ниже действительно не будет, зато у кого-то будет намного выше. Налицо неравные условия. И так будет до тех пор, пока не появятся объективные критерии в виде прайс-листа.
Вообще-то неравные условия могут быть, но только на основе дилерских соглашений. Эта технология заложена в приказе 727. Если есть дилер, который закупает много, то производитель может давать ему специальные цены, что позволяет ему иметь и лучшие условия. Но при этом этот дилер, между прочим, имеет и больше обязательств. Скажем, планирует закупку товаров уже за год и закупает их в больших объемах напрямую с завода, а если недобирает объемы, то несет штрафные санкции.
- А сами производители готовы к работе на российском рынке
по прямым поставкам?
- Для производителей работа по
прямым контрактам - это не новость.
Во многих странах мира компании работают именно так: имеют свои склады, дистрибуцию за национальную
валюту и даже доставку в магазины (в
некоторых странах) делают за свой
счет.
Другое дело, что есть российская специфика, а потому производители, может быть, не очень-то торопятся к работе по такой технологии у нас. Хотя, насколько нам известно, Самсунг , Сони и другие компании уже планируют конкретные даты и сроки выхода на прямые поставки.
Как показывает практика, наверно, им потребуется на это около года. Нужно выбрать места оформления, отладить технологию, набрать людей, принять нужные решения, профинансировать. Так что, это небыстрый процесс для больших компаний.
- Пока какие-то производители будут отлаживать свою работу
по прямым контрактам, другие
могут занять выжидательную позицию. Не приведет ли это к уменьшению ассортимента и повышению цен на бытовую технику?
- Маловероятно, что уменьшится
ассортимент. Что же касается цен, то
в ближайшей перспективе товары
низших ценовых сегментов практически не подорожают. Более того, с
улучшением технологии цены на та
кую электронику будут иметь тенденцию к уменьшению.
В то же время в дорогом сегменте техники произойдет увеличение стоимости, при этом максимальный рост может составить 25 процентов. И это объяснимо: сюда войдет НДС в размере 18 процентов, который при черном импорте либо вообще не выплачивался, либо выплачивался как с дешевого товара. Поэтому дорогие плазменные панели, дорогие модели мобильных телефонов, конечно, будут расти в цене. Но это мировая практика. Не должно быть оформления дорогих товаров по стоимости дешевых.
Легализация рынка для торговых компаний - это достаточно сложный период, во время которого неизбежно уменьшение прибыли. Скажем, когда те же дорогие товары будут увеличиваться в цене, скорее всего, произойдет падение продаж. И чаще всего бремя потерь торговый оператор все-таки перекладывает на себя: уменьшает маржу, уменьшает свою наценку, увеличивает количество рекламы, чтобы стимулировать продажи.
Тем не менее крупные операторы понимают, что это необходимый процесс, дающий стабильность, возможность планировать работу, привлекать иностранные инвестиции и расширять бизнес. Иногда кажется, что торговые компании зарабатывают, экономя на налогах. Это серьезная ошибка. Экономия на налогах достается потребителю. Потребитель будет платить дороже, но эти деньги поступят в бюджет, а затем, надеюсь, вернутся бюджетникам в виде зарплат.
- Как складываются отношения ассоциации с таможенными
органами?
- Нашему взаимодействию уже
пять лет. Практически с самого создания РАТЭК активно работает вначале с ГТК, а теперь с ФТС. Периоды
в этом взаимодействии были разные, но мы всегда находили точки
соприкосновения. Никогда кабинеты
таможенной службы не были для нас
закрытыми, мы всегда могли и можем приходить сюда с проблемами,
требующими решения.
К сожалению, был перестроечный период при преобразовании ГТК в ФТС - это где-то полгода, после чего последовала адаптация для работы в новых условиях. Сегодня мы видим, что наше взаимодействие эффективно. Мы имеем возможность встречаться и с руководителем таможенной службы, и с заместителями, и с рабочим аппаратом. Проводим совместные совещания и встречи, прорабатываем предложения по рынку. Мы рассчитываем на то, что таможенное ведомство будет сейчас более четко проводить мониторинг и активно пресекать нарушения таможенного законодательства. Сейчас очень ответственный период для нашего сегмента рынка - во время перестройки может возникать больше нелегальных схем. Со своей стороны, мы будем оказывать максимально возможное содействие ФТС России.
Беседовала Валентина Дудкова
Журнал Таможня 20 от 31.10.05