Импортеры бьются за эксклюзив и просят не разрешать параллельный импорт
Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), Содружество производителей фирменных торговых марок "РусБренд" и Союз участников потребительского рынка (СУПР) решили предупредить первого вице-премьера Игоря Шувалова об опасности легализации параллельного импорта, на которой настаивает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Участники организаций утверждают, что ввоз товаров без разрешения правообладателей снизит инвестиционную привлекательность российского рынка.
Параллельным считается импорт и введение в гражданский оборот товаров без согласия правообладателей товарных знаков. Согласно статье 1487 Гражданского кодекса (ГК), действует национальный принцип исчерпания прав на товарные знаки, согласно которому для введения товаров в оборот в России третьими лицами необходимо согласие правообладателя. В апреле 2011 года глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что эксклюзивные дилеры завышают цены на свою продукцию в России. В связи с этим ФАС подготовила поправки в ГК, меняющие национальный принцип исчерпания на международный, согласно которому третьи лица получают возможность без согласия правообладателя ввозить в Россию товары, которые ранее были введены в оборот в любой стране мира. Одновременно ФАС предлагает дополнить закон N135 "О защите конкуренции" нормой, запрещающей правообладателям необоснованно ограничивать выпуск и оборот на территории России товаров под своим брендом.
На днях РАТЭК, "РусБренд" и СУПР разослали своим членам проект письма к Игорю Шувалову, министру промышленности и торговли Виктору Христенко, министру экономического развития Эльвире Набиуллиной, руководителю Федеральной таможенной службы Андрею Бельянинову и министру образования и науки Андрею Фурсенко. Авторы письма просят отклонить предложения ФАС. Представитель РАТЭК Антон Гуськов подчеркнул, что в проект письма в будущем могут вноситься корректировки.
Благодаря действующим ограничениям правообладатели могут контролировать цены и ассортимент товара, говорит зампред некоммерческого партнерства "Монополизму.нет" Анатолий Семенов. Поэтому эксклюзивные дистрибуторы могут продавать товар в России с большей наценкой, чем в Европе, заявил "Ъ" представитель одной из компаний по дистрибуции минеральной воды.
По словам Анатолия Семенова, судебные иски по делам, связанным с параллельным импортом, более всего распространены на рынках автомобилей и запчастей к ним, минеральной воды, а также алкогольной продукции. Судебная практика в последнее время складывается в пользу зарубежных правообладателей. Так, в конце мая 2011 года дело о параллельном ввозе воды Evian в президиуме ВАС у местного импортера выиграл французский правообладатель Societe Anonyme Dex Eaux Minerales D`Evian. А чуть ранее, в начале мая, коллегия судей ВАС поддержала решение кассационного суда Московского округа запретить ООО "Элитвода Ру" без разрешения Heineken ввозить в Россию пиво Krusovice.
"Неконтролируемые поставки электроники могут снизить инвестиционную привлекательность открытия в России собственных производств для международных компаний",— настаивает Антон Гуськов. На алкогольном рынке параллельный импорт мог бы привести к небольшому снижению цен, так как компаниям не придется платить роялти за товарный знак, считает гендиректор компании International Logistic Systems (импортер алкогольной продукции) Александр Трушин. "Закупать автомобили за границей у сторонних дилеров и перепродавать их в России в любом случае будет нерентабельно",— говорит представитель Renault в России Оксана Назарова. В большей степени параллельным импортом затронут рынок запчастей, где ввезенные таким образом товары могут быть дешевле официальных, добавляет представитель российского офиса другой крупной автомобильной компании.
Коммерсантъ