26.08.20

Инвестиционный портовый спор

Бизнес выступил против нового платежа.

Крупный бизнес пытается отсрочить введение инвестиционного портового сбора, которое намечено на начало следующего года. По замыслу Минтранса, его будут платить грузовые суда в заграничном плавании, а общий размер сбора может составить 5 млрд руб. в год, которые пойдут на обновление портовой инфраструктуры. По мнению РСПП, взимание сбора нужно отложить хотя бы до лета 2021 года, учитывая сложную экономическую ситуацию и риск роста ставок фрахта при экспорте российских товаров.

РСПП предлагает перенести взимание инвестиционного портового сбора (ИПС) минимум до лета 2021 года. Это следует из протокола совещания от 19 августа под председательством главы РСПП Александра Шохина, в котором приняли участие стивидоры и грузоотправители-экспортеры.

Речь идет о целевом сборе на строительство и обновление федеральной инфраструктуры морских портов. В 2019 году правительство утвердило правила его взимания (см. “Ъ” от 23 мая 2019 года). В первую очередь сбор решено брать с грузовых судов в заграничном плавании однократно за заход или выход из порта. Размер сбора для каждого порта установит ФАС. На первом этапе его будут взимать в 13 портах, таких как Большой порт Санкт-Петербург, Ванино, Владивосток, Восточный, Высоцк, Де-Кастри, Мурманск, Находка, Новороссийск, Пригородное, Приморск, Туапсе и Усть-Луга. Приказ Минтранса с перечнем портов Минюст зарегистрировал 20 августа.

РСПП ссылается на сложную экономическую ситуацию и высокий уровень неопределенности экспортных поставок товаров, а также риски снижения конкурентоспособности портов РФ из-за введения инвестсбора.

В частности, комитет РСПП по налоговой политике указывает, что инвестсбор — это неналоговый платеж и его введение противоречит принципам, неоднократно высказанным президентом РФ. Кроме того, сбор имеет дискриминационный характер, так как вводится лишь в 13 портах, а механизм его исчисления и распределения заведомо неконкурентный. РСПП предлагает провести дополнительное обсуждение темы в течение года, а пока сбор не вводить. Дополнительные сборы приведут к увеличению ставок фрахта, что негативно повлияет на конкурентоспособность российского экспорта, отмечают собеседники “Ъ”.

В Минтрансе “Ъ” сообщили, что планируют начать взимать сбор в 2021 году, что позволит собрать около 5 млрд руб. В Минтрансе подчеркивают, что сбор будет взиматься только с судов заграничного плавания, то есть его будут платить судовладельцы, получающие валютную выручку. Нагрузка на таких судовладельцев значительно снизилась с 2014 года из-за существенного снижения курса рубля при сохранении неизменных ставок портовых сборов, отмечают в министерстве. В Росморпорту оценивали, что после введения сбора стоимость судозахода, включая затраты на перевалку, увеличится на 2–4% в зависимости от порта.

Заместитель главы ФАС Александр Редько сообщил “Ъ”, что служба согласовала предложенный Минтрансом России перечень портов, в которых будет взиматься ИПС.

Размер сбора будет определяться ФАС и устанавливаться по каждому порту с учетом размеров действующих портовых сборов. «Полагаем важным обеспечить направление вырученных от ИПС средств на создание и расширение инфраструктуры морских портов в целях развития конкуренции»,— заключил господин Редько. Один из собеседников “Ъ” слышал, что обсуждался размер сбора 12 руб. за регистровую тонну валовой вместимости судна.

Источники “Ъ”, близкие к Российской палате судоходства, отмечают, что в рамках апрельского заседания рабочей группы по «регуляторной гильотине» в сфере водного транспорта было решено исключить инвестсбор как «необоснованный» и «обременительный». В таком случае Минюст вообще не должен был регистрировать данный приказ, рассуждают они. Собеседник “Ъ” в крупной промышленной компании, поддерживая позицию РСПП, признает, что «введение сбора в дальнейшем необходимо, портовую систему надо развивать». Другой источник “Ъ” подчеркивает, что если вводить сбор, то для всех: любые изъятия сужают базу плательщиков и необоснованно увеличивают расходы одних грузоотправителей по сравнению с другими. По его мнению, сбор должен направляться на проекты модернизации общепортовой инфраструктуры, пользователями которой являются все компании в порту, а не отдельные стивидоры, как предполагается сейчас.

Коммерсантъ