07.09.10

Иркутская таможня напоминает: жаловаться не запрещается

В Иркутской таможне проводится большая целенаправленная работа за соблюдением законодательства. Особое внимание уделяется вопросам рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела.

Любой участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) или любое лицо, считающее, что его права и интересы были нарушены таможенным органом и его должностным лицом, может обратиться к руководителям таможни и таможенных постов за разъяснениями с целью обжалования решений, действий (бездействия) таможенных постов в установленном порядке и форме.

Чаще всего участники внешнеэкономической деятельности жалуются на то, что, по их мнению, процесс таможенного оформления таможенными постами затягивается. В результате чего участник ВЭД несет финансовые издержки.

С 1 июля текущего года таможенным органам и участникам внешнеторговой деятельности приходится работать в условиях нового законодательства Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

В конце июля 2010 года в Иркутскую таможню поступила первая жалоба, связанная с вопросами таможенного декларирования и контроля в условиях функционирования Таможенного союза. В соответствии с жалобой некое иркутское Общество с ограниченной ответственностью полагало, что должностными лицами таможенного поста Аэропорт Иркутск, нарушены требования статей 190, 195,196 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), то есть грузовая таможенная декларация (ГТД) не была вовремя зарегистрирована, а также выпущена в установленные сроки.

При рассмотрении жалобы было установлено, что 20 июля 2010 года участником ВЭД была предоставлена грузовая таможенная декларация на ввоз из Китая товара, маркированного известным товарным знаком.

В соответствии с пунктом 4 статьи 328 ТК ТС таможенные органы обязаны принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется данными таможенными органами в государстве - члене Таможенного союза, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза, а в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры.

Поэтому в ходе таможенного оформления и таможенного контроля ГТД в целях недопущения нарушений интеллектуальных прав правообладателя товарного знака иркутскими таможенниками от участника ВЭД дополнительно были запрошены разрешительные документы в отношении данного товарного знака.

Кроме того, начальником таможенного поста Аэропорт Иркутск было принято решение о проведении таможенного досмотра товара. В связи с чем срок таможенного оформления данной декларации был продлен. Был произведен отбор проб и образцов товара.

Позже Обществом было предоставлено разрешительное письмо правообладателя об отсутствии у него претензий к данному иркутскому ООО по ввозу продукции, маркированной товарным знаком. По завершении всех необходимых таможенных процедур 26 июля товар был выпушен для внутреннего обращения.

В результате проведенной проверки, доводы ООО о нарушении должностными лицами таможенного поста Аэропорт Иркутск и Иркутской таможни требований Таможенного кодекса Таможенного союза, изложенные в жалобе, не нашли своего подтверждения.

Пунктами 1, 4 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривается, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (вместо трех, как было ранее). Но в то же время новеллы в законодательстве предусматривают, что по решению руководителя таможенного органа или лица им уполномоченного разрешено продлевать указанный срок до 10 рабочих дней, на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля. Поэтому иркутские таможенники напоминают: для того, чтобы не оказаться в неудобной финансовой ситуации, участникам ВЭД необходимо заблаговременно готовить к таможенному декларированию полный пакет необходимых документов.

Кроме того, проверка также не подтвердила факт отказа от регистрации таможенниками грузовой таможенной декларации. Участник ВЭД доказывал, что таможенная декларация на ввезенный товар была подана им на таможенный пост Аэропорт Иркутск 19 июля. Однако в «Журнале учета посещений участниками внешнеэкономической деятельности таможенного органа с целью подачи ГТД» запись о посещении Обществом таможенного поста Аэропорт Иркутск с целью подачи таможенной декларации 19 июля 2010 года в журнале отсутствует. Данный журнал ведется в соответствии с распоряжением Сибирского таможенного управления, находится в свободном доступе и заполняется участниками внешнеторговой деятельности. Сведения о необходимости заполнения журнала размещены в информационной зоне таможенного оформления таможенного поста Аэропорт – Иркутск.

Таким образом, действия должностных лиц таможенного поста Аэропорт Иркутск и Иркутской таможни, связанные с таможенным контролем и выпуском товаров в данном случае были признаны правомерными.

Справка:

Решения, действия (бездействие) таможенных органов и (или) их должностных лиц могут быть обжалованы, для этого необходимо обратиться к начальнику таможенного поста, либо в Иркутскую таможню или в вышестоящий таможенный орган в установленном порядке и форме. С жалобами, заявлениями, сообщениями по поводу неправомерных действий, нетактичного поведения со стороны сотрудников таможенных органов каждый желающий может позвонить на «телефон доверия» - (3952) 51-28-92

Иркутские таможенники готовы к разъяснению любых проблемных вопросов таможенного оформления и контроля товаров, возникающих в связи с действием Таможенного кодекса Таможенного союза и иных нормативно-правовых актов в рамках нового законодательства. Для этого участникам ВЭД необходимо обратиться в Иркутскую таможню по телефону «горячей линии», расположенную в административном здании - (3952) 26-15-20.

Пресс-служба ФТС РФ ; 07.09.10