16.02.21

Итоги 2020 года для авиационной отрасли

Прошедший год стал очень сложным периодом для мировой авиации. Ограничения, введенные для противодействия пандемии, нарушили привычные процессы воздушных грузоперевозок. Как развивалась ситуация на данном рынке и чего можно ожидать в ближайшем будущем, рассказала Наталия Шувалова, руководитель отдела авиаперевозок логистической компании «ДАКСЕР».

Ситуация на рынке воздушных грузоперевозок стала меняться по мере распространения коронавирусной инфекции. Самый сложный период в отрасли наблюдался в феврале-марте 2020-го, с того времени ситуация с авиасообщением значительно улучшилась.

В начале пандемии рынок пребывал в некоторой растерянности — было неясно, как долго сохранится непростая ситуация и когда запрет на полеты пассажирских рейсов будет снят. Примерно тогда же возникла и нехватка грузовых емкостей. Причиной стал всплеск спроса на перевозку средств индивидуальной защиты (СИЗов), которые в большом объеме доставлялись не только регулярными грузовыми рейсами, но и целыми грузовыми чартерами. Неясные сроки открытия границ, ажиотаж и приостановка полетов вызвали беспрецедентное повышение ставок на импортный авиафрахт, особенно из Юго-Восточной Азии. На некоторых направлениях тарифы на доставку выросли в три, а порой и в пять раз по сравнению с пиковыми сезонами прошлых лет. При этом отправить груз в ближайшие 5-7 дней было невозможно — свободных емкостей не осталось.

Грузовые авиакомпании в то время смогли неплохо заработать. Также в выигрыше остались те, кто смог приспособить пассажирские самолеты под транспортировку грузов. На данный момент ситуация с емкостями и ставками по большей части стабилизировалась — на многих направлениях восстановлено пассажирское или чартерное авиасообщение под грузоперевозки.

Если же говорить об изменениях в номенклатуре доставляемых грузов, то в 2020 году воздушный транспорт активно использовался в большей степени для перевозок отдельных товарных групп. Среди них — СИЗы, медицинская техника и лекарства. Однако данный рост спроса — это временное явление, обусловленное быстрым распространением пандемии COVID-19.

Большинство импортеров товаров с высокой стоимостью из «доковидного» перечня (дорогостоящие электроника, оборудование, косметика и ряд других) сохранили почти прежние объемы доставок авиатранспортом. Высокие тарифы на фрахт и рост валютного курса не сильно повлияли на количество перевозок грузов данного сегмента.

Что касается прогнозов на ближайшие 6 месяцев, то в текущей ситуации делать их довольно сложно, однако из-за возросшего спроса на доставку вакцины от COVID-19 небольшое увеличение объема авиагрузоперевозок вполне реально. Впрочем, это будет актуально только для тех перевозчиков, которые смогут обеспечить соблюдение температурного режима при транспортировке.

Сколько продлится высокий спрос на перевозку вакцин — сказать трудно, так как на него прямым образом влияет эпидемиологическая ситуация. Если она ухудшится, многие страны могут начать производство вакцины своими силами, а в таком случае возможности роста спроса в долгосрочной перспективе будут сильно ограничены.

К росту объемов авиаперевозок может также привести увеличение активности торговли на онлайн-платформах, но коснется это скорее только грузопотоков курьерских служб или крупных игроков данного рынка, имеющих собственный парк самолетов.

В заключение отмечу, что на многих направлениях по-прежнему наблюдается недостаток емкостей, так как пассажирское авиасообщение все еще не восстановилось в прежнем объеме.

Так, на отдельных направлениях до пандемии летало от двух до четырех рейсов в день, сейчас — два-три рейса в неделю. В итоге ставки остаются довольно высокими и до их возвращения на «доковидный» уровень еще далеко.