21.03.18

Как составить жалобу, чтобы не получить отказ в рассмотрении?

Ростовская таможня разъясняет требования к составлению, оформлению и порядку подачи жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов.

Внесудебный порядок обжалования – это простота процедур, оперативность рассмотрения, возможность определить позицию вышестоящего таможенного органа (при отрицательном результате позволит лицу, подавшему жалобу, подготовиться к судебному рассмотрению спора).

Законодательно порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов определен главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон). В соответствии этой главой каждый участника ВЭД может обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов. Предусмотрено два способа обжалования. Можно подать жалобу в вышестоящий таможенный орган, а можно - в суд, арбитражный суд. Использование первого способа не исключает возможности применения другого.

Так, можно обжаловать решения:

-о корректировке таможенной стоимости,

-по классификации товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности,

-об отказе в выпуске товара,

-действия либо бездействие таможенных органов, связанные с декларированием товаров (например, нарушение порядка проведения таможенного контроля, затягивание срока выпуска товара и тому подобные).

В Законе закреплен ряд требований, несоблюдение которых влечет отказ в рассмотрении жалобы. Чтобы этого не произошло, важно обратить внимание на следующие моменты:

1) Проверить, кто подает жалобу. Обжалованию подлежат решения, действия (бездействие) таможенных органов, затрагивающие права и интересы обращающегося с жалобой лица. Например, в случае, если декларантом выступало одно лицо, а жалобу подает лицо, которое приобрело этот товар после его выпуска для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза, в рассмотрении жалобы будет отказано.

2)Подать жалобу в установленный срок. Предельный срок, отведенный законодательством для подачи жалобы, составляет три месяца со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, либо со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия.

Если жалоба не была подана в отведенный для этого срок, можно восстановить срок для обжалования. В этом случае нужно будет доказать, что пропуск срока был по уважительной причине.

3) Соблюсти требования к форме и содержанию жалобы. Жалоба должна быть подана в письменной форме и собственноручно подписана лицом, обращающимся с жалобой, либо его представителем. Использование аналогов собственноручной подписи не допускается. Жалоба, поступившая по факсу, электронной почте, посредством телеграфной связи, а также с использованием для ее подписания, например, факсимиле считается поданной без соблюдения требования о ее подписании.

Жалоба должна содержать наименование таможенного органа, чье решение, действие обжалуются (либо должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), фамилию, имя, отчество (при наличии) либо наименование лица, обращающегося с жалобой, существо обжалуемых решений и действий (бездействия).

При обращении с жалобой необходимо подтвердить полномочия лица, ее подписавшего, на обжалование решений и действий таможенных органов. В данном случае применяются общие правила, установленные гражданским законодательством. Так, жалоба, поданная в интересах юридического лица, может быть подписана единоличным исполнительным органом (то есть генеральным директором, директором, президентом компании). В этом случае к жалобе необходимо приложить надлежащим образом заверенные копии уставных документов, а также документов, подтверждающих служебное положение лица. Жалоба может быть подписана и иным лицом, полномочия которого подтверждаются надлежащим образом оформленной доверенностью. Если жалоба подана лицом, полномочия которого не подтверждены, в ее рассмотрении отказывается.

Пресс-служба ЮТУ