Каким 2020 год стал для рынка логистики в ритейл-сегменте
Последствия распространения коронавирусной инфекции оказались не столь однозначными для бизнеса. Помимо безусловно пострадавших отраслей, нашлись и такие, для которых пандемия стала определенным драйвером роста. Каким 2020 год стал для рынка логистики в ритейл-сегменте, рассказал Алексей Мисаилов, директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic.
Каким показателями по рынку вы можете поделиться на текущий момент и каковы ваши прогнозы по развитию на следующий год?
Потребительский спрос и внешние вызовы определяли развитие ритейла в 2020 году. Для подведения итогов в этом сегменте мы как 3PL-оператор можем руководствоваться количеством перевезенных или обработанных на складах компании паллет, коробов и посылок в рамках составляющей цепи поставок логистической экосистемы наших клиентов.
Объем логистики в продуктовом ритейле вырос более чем на 20%, особенно у компаний с развитыми омниканальными продажами. Данный рост произошел за счет увеличившегося спроса со стороны потребителя, который был вызван ограниченной возможностью путешествий и снижением потребления в сегменте HoReCa. Пандемия COVID-19 оказала положительное влияние на DIY-ритейл. Несмотря на частичное закрытие розничных точек весной 2020 года, отложенный спрос в третьем и четвертом кварталах позитивно отразился на финансовых результатах поставщиков и на самих сетях.
Самые большие сложности испытал рынок парфюмерии и косметики. По нашим оценкам, в единицах товара падение составило 15-20%. Вынужденная удаленная работа офисных сотрудников и, как следствие, отсутствие спроса во многом и определили этот тренд.
Какие были самые сложные кейсы/проблемы, с которыми вам пришлось столкнуться и решать в этом году?
Было непросто продолжать ежедневные операции на складах и в транспортных подразделениях компании в разгар пандемии. Сохранение здоровья более чем 8 тысяч сотрудников в России — это самый большой вызов для FM Logistic и одна из приоритетных задач на 2021 год. Скажу больше — наиболее приоритетная, даже на фоне нехватки контейнеров из Юго-Восточной Азии, усиления контроля со стороны Федеральной таможенной службы, расширения списка товаров, подлежащих обязательной маркировке, а также высокой волатильности перевозок из Европы. Мы гордимся, что в это непростое время ни одна из наших складских платформ не была закрыта.
На ваш взгляд, на чем предстоит сконцентрироваться логистическим компаниям в следующем году?
Тренд консолидации рынка логистических услуг продолжается. Крупным компаниям нужно быть готовым к запускам новых проектов, а также росту бизнеса текущих клиентов.
Рынок e-commerce будет продолжать свое развитие. Различные коллаборации и совместные решения, такие, как пулинг, будут применяться все чаще. Без быстрой адаптации IT-процессов развитие рынка невозможно. Необходимо быть готовым преодолеть так называемый VUCA-период. Гибкость, клиентоориентированность, быстрота операций и командный подход позволят логистическим компаниям двигаться вперед.