05.04.23

Калининградские фуры не могут выехать из региона из-за нехватки мест на паромах

Бизнес грузовых автоперевозок самого западного региона страны оказался в непростом положении. По последним данным Калининградстата, фуры перевезли за 2022 год всего 2,9 миллиона тонн товаров - это рекордно низкий показатель за последние десять лет. Перевозчики признаются, что их доходы уменьшились в десять раз. Переориентироваться на "большую" Россию мешают "отрезанность" эксклава и нехватка мест для автотранспорта на паромах.

В этом заключается парадокс: сегодня между Калининградской и Ленинградской областями курсируют около 18 судов, однако лишь четыре из них "заточены" под накатную технику. Конкретно под фуры, которые для российского эксклава всегда были основным способом перевозки товаров, выделили всего пару судов. Учитывая, что калининградский грузовой автопарк насчитывает почти десять тысяч машин, вывод о нехватке автомобильных мест на паромах напрашивается сам собой.

Если на судно все же удастся прорваться, то бронь на конкретную дату еще не гарантирует своевременную отправку. По сообщению логистов, сегодня невозможно предугадать, когда откроется доступ для онлайн-регистрации на паромный рейс - приходится постоянно следить за обновлениями официального сайта операторов морских линий и аккаунтами в социальных сетях. При этом сама сессия может длиться от пяти минут до получаса. Если не успел, то приходится ждать другого рейса или выкупать бронь у перекупщиков.

В феврале этого года оператор морской линии Усть-Луга - Балтийск ужесточил правила грузоперевозок для калининградского направления. Тогда компаниям запретили менять данные в заявке, за исключением номера автомобиля. Это должно было ударить по спекулянтам, выкупающим львиную долю мест на паромах для их дальнейшей перепродажи. Однако на практике ситуация осталась прежней.

- Мы пытались забронировать места на судне, однако в начале марта все билеты на паром были выкуплены до середины мая. Сейчас ситуация еще хуже. Нам ни разу не удалось купить билет на паром через официальный сайт, - рассказал директор транспортной компании Сергей Шкуратов. - В итоге приходится отправлять грузы через сторонних перевозчиков. Цены, понятное дело, завышены. Если говорить о судах, то сегодня есть "Холмогоры" и "Капитан Яковлев". Между Калининградом и Петербургом курсируют еще четыре контейнеровоза, однако их сразу зафрахтовали неизвестные компании, которые теперь перепродают места втридорога. Стоимость такой брони может доходит до ста тысяч рублей.

Впрочем, выход из сложившейся ситуации есть. По мнению генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Андрея Курушина, для решения логистической проблемы необходимо поставить на морскую линию два дополнительных парома, которые будут перевозить исключительно автоприцепы, а также установить квоты для большегрузов на уже курсирующих судах. Кроме того, в эксклаве довольно много фур, которые ввозили по правилам свободной таможенной зоны для доставки грузов из Европы.

По закону такие машины могут работать лишь на территории Калининградской области, в "большую" Россию им путь закрыт. Если владельцы большегрузов захотят "отвязать" машину от эксклава, то им нужно будет заплатить все необходимые сборы и таможенные пошлины. Общая сумма при этом превысит рыночную стоимость самих грузовиков. Поэтому смена таможенного режима для калининградских перевозчиков по действующим правилам экономически невыгодна.

- Необходимо дать возможность владельцам фур, растаможенных на Калининградскую область, использовать их на всей территории России и ЕАЭС на период действия санкций Евросоюза. Если такой вариант невозможен, то нужно разрешить собственникам большегрузов растаможивать свои машины на льготных условиях, предусмотрев уплату таможенной пошлины, налогов и утилизационного сбора в минимальном размере в виде фиксированной суммы, - заключил эксперт.

За 2022 год фурами перевезли всего 2,9 миллиона тонн товаров — это антирекорд последних 10 лет

Инициативу транспортников поддержали власти региона. Губернатор Антон Алиханов уже направил в адрес федерального правительства письмо с просьбой ввести мораторий на применение административной статьи "Несоблюдение таможенной процедуры". Кроме того, после переговоров с Росморречфлотом оператор морской линии начал перевозить на паромах прицепы без тягачей вместо автопоездов. В перспективе это увеличит объем перевозимых фурами грузов на 20 процентов.

Калининградским автоперевозчикам также компенсируют затраты на транспортный налог. Заявки на субсидию подали 82 транспортные компании региона, которые в общей сложности получили от регионального правительства более восьми миллионов рублей. В этом году сумму увеличили многократно - до 166 миллионов рублей. Распределить деньги между логистами должны до конца 2023-го. Однако нужно иметь в виду, что субсидии работают лишь для машин, растаможенных на область.

А вот идею свободного перемещения калининградских фур с "домашней" растаможкой по остальной территории России в правительстве эксклава не разделяют. По мнению властей, в таком случае велик риск, что перевозчики не вернутся обратно в регион, что негативно скажется на рынке труда и экономике эксклава. Поэтому необходимо соблюдать баланс интересов и делать ставку на снижение таможенных пошлин.

Кстати

Сегодня владельцы фур могут ввозить в Калининградскую область по суше только лекарства, продукты, гуманитарные товары и удобрения - это лишь 10 процентов от всего объема досанкционных грузов.

Все остальные товары, включая стройматериалы, запчасти и электронику, переправляют в автоприцепах на паромах по морю. Из-за такой логистики цены на указанные грузы в регионе в среднем выросли на 30-40 процентов.

Цифра

701 единицу накатной техники перевезли паромы морской линии Усть-Луга - Балтийск за февраль 2023 года.

Российская газета