09.02.07

Калининградский транзит: ответный ход

Вчера, 7 февраля, Минтранс России сделал официальное заявление о том, что не считает возможным рассматривать вопрос о выделении белорусской стороне российских разрешений на осуществление транзитных перевозок. В ведомстве надеются таким образом урегулировать сложившуюся ситуацию, восстановить нарушенные совместные договоренности 1998 года по вопросам перевозок российских товаров из Калининградского анклава на остальную часть территории РФ транзитом через Беларусь.

Однако причастным к вопросу экспертам очевидно, что немедленного эффекта за этим шагом не последует. Согласно сложившейся практике, разрешения на осуществление перевозок грузов в/из третьих стран автотранспортники-международники получают раз в два-три месяца (на несколько тысяч поездок сразу). То есть до конца квартала белорусские перевозчики смогут продолжать осуществлять свою деятельность на основе документов, полученных ранее.

Представители Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси подтвердили, что в настоящее время белорусские автоперевозчики не испытывают проблем с получением российских разрешений. "На 2007 год ранее была согласована квота в размере 60 тыс. разрешений, часть из которых была уже получена", - цитирует Интерфакс слова представителя ведомства. Он же по подчеркивает: "Никакой напряженности, кризиса с выдачей разрешений нет".

Между тем, представитель Минтранса Беларуси не исключил, что в дальнейшем могут возникнуть проблемы с получением оставшейся части разрешений. "Мы будем вести переговоры, чтобы этого не произошло, но позиция российского Минтранса будет полностью зависеть от действий белорусских таможенных органов", - сказал он.

Как сообщили в пресс-службе Минтранса России, с января 2007 года белорусские таможенные органы стали досматривать все российские товары, поступающие из Калининградской области транзитом через Республику Беларусь на остальную часть территории Российской Федерации, с применением обязательного конвоирования транспортных средств. До этого времени российские товары перемещались транзитом через Беларусь на основании транспортных документов с отметками таможенных органов Калининградской области о разрешении вывоза товаров в РФ. В результате, как сообщают в Минтрансе РФ, на белорусско-литовском участке границы скопилось большое количество фур в ожидании оформления процедуры доставки и прибытия нарядов конвоя. Кроме того, это привело к дополнительным финансовым тратам, связанным с оформлением электронных и бумажных документов контроля доставки товаров, оплатой конвоя, а также с простоем каждого транспортного средства в пунктах принятия уведомлений (ППУ) на российско-белорусской границе. В результате транспортные компании Калининградской области при перевозках российских грузов на остальную часть страны несут существенные убытки, вызванные простоями, срывом контрактных обязательств, оплатой конвоев и стоянки.

В то же время по словам Дейнюса Радзявичуса, исполняющего обязанности начальника литовского таможенного поста Медининкай на белорусской границе, в настоящий момент никаких проблем на переходе нет. Более того, он заявил, что изменений в режиме пересечения границы также не наблюдалось - в сутки проходит около 300 грузовиков. При этом обратного потока из-за того, что белорусские таможенники возвращают фуры с недостающими документами тоже нет. "На наш пост пока не поступало официального предупреждения со стороны таможни Белоруссии о том, что для пересечения границы вводится новая документация или новые требования,- сказал Дейнюс Радзявичус. - Однако о том, что калининградский транзит по территории Белоруссии сопровождается милицией Республики до границы с Россией, - нам известно уже более двух недель".

Как пояснил ИА "РЖД-Партнер.Ру" вице-президент АСМАП Алексей Васильков, с 1 января белорусская таможня стала требовать, чтобы российские перевозчики пересекали Республику в сопровождении их конвоев. К слову, конвоирование не имеет ничего общего с охраной грузов, а призвано защитить внутренний рынок Беларуси (гарантировать, что товары не будут реализованы на территории Республики без уплаты таможенных пошлин). Конвойное сопровождение финансируется за счет самих перевозчиков. "Плата за конвой обходится для российского автоперевозчика в $0,74 за каждый километр белорусских дорог. На сегодняшний день российские перевозчики пополнили бюджет "дружественной" Республики примерно на $6 млн, - подчеркивает А.Васильков. - И это - не говоря уже о том, сколько времени теряют российские автотранспортники в ожидании конвоя".

В целях разрешения ситуации на российско-белорусской границе Федеральная таможенная служба России в середине января официально обратилась в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь с предложениями по урегулированию ситуации. В частности, белорусским таможенным органам предлагалось производить досмотр в упрощенном порядке на основании актов приема-передачи товаров и транспортных средств, прибывших под конвоем, с отметками российских таможенных органов. До настоящего времени Правительством Республики Беларусь не принято мер по улучшению условий транзита российских грузов, следующих из Калининградской области.

В Российской ассоциации международных автомобильных перевозчиков поддерживают ограничение деятельности иностранных коллег-конкуретнов на территории России. Однако, как отмечает А.Васильков, "отечественным автоперевозчикам не нужны экономические войны, последствия которых, так или иначе, лягут на их же плечи".

При этом положение, сложившееся на российском рынке международных автотранспортных услуг, не в пользу российских перевозчиков. По данным экспертов, на их долю приходится порядка 39% перевозок экспортно-импортных грузов, 48% приходится на иностранных "паритетных" перевозчиков, то есть на операторов тех стран, между которыми Россия осуществляет перевозки. Оставшиеся 13% - это перевозчики третьих стран. При этом цифра 13% не производит впечатления только лишь на первый взгляд…

"Российские перевозчики настолько зажаты условиями жесткой конкуренции, что многим приходится уходить с этого рынка, - пояснил генеральный директор группы компаний "Автоинвест", председатель совета АСМАП г. Москвы Виктор Юделевич. - Здесь все взаимосвязано. Когда Россия сокращает, например, Украине и Польше, количество разрешений для транзитных перевозок, они, в свою очередь, тут же вводят ограничения на транзит для российского автотранспорта". Не секрет, что на протяжении последних лет АСМАП настаивает на сокращении передачи этих разрешений в целях защиты от возможного демпинга. Кроме того, нужна по-настоящему действенная система контроля за соблюдением порядка выдачи разрешений перевозчикам третьих стран.

Остается надеяться, что предпринятые Министерством транспорта России меры смогут стать шагом в сторону восстановления совместных договоренностей с сопредельной Республикой и помогут разрешить ситуацию, сложившуюся на российско-белорусской границе, наименее болезненно для российской стороны.

PS:
Вскоре после того, как этот материал был опубликован, Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси выступило с заявлением, что считает необходимым отменить досмотр российских грузов, следующих транзитом из Калининградской области через территорию РБ. Однако об отмене конвоирования в сообщении ведомства ничего не говорится. В свою очередь, белорусские таможенные органы сообщили, что ГТК Беларуси считает законным и оправданным изменение условий калининградского транзита. "Никаких повальных проверок, никакого ужесточения режима по сравнению с другими грузами нет. Просто упразднены льготы, которыми ранее пользовался калининградский транзит", - пояснили в ГТК, подчеркнув, что такое решение белорусской стороны соответствует всем международным договорам и соглашениям, подписанным республикой.

По данным ГТК РБ, с начала 2007 года 47 партий грузов оценочной стоимостью около $10 млн, следующих из Калининградской области в Россию, не были вывезены за пределы Беларуси.


РЖД-Партнер; 09.02.07