04.09.08

Китай, Центральную Азию и Европу свяжут автомобильные маршруты

Международный союз автомобильного транспорта (IRU) объявил о том, что с 16 сентября в Ташкенте стартует проект «Новая евро-азиатская транспорт­ная инициатива» (NELTI) по перевозкам грузов автомобильным транспортом из Китая и Центральной Азии в Европу.

С сентября по декабрь 2008 года запланирована коммерческая перевозка грузов автотранспортом по трём маршрутам. Параллельно будут проводиться мониторинг этих маршрутов и последующий анализ условий перевозок.

Северный маршрут протяжённостью около 6,5 тыс. км пролегает через Казахстан, Россию и Белоруссию в страны Евросоюза. По нему планируется за 10 – 12 дней доставлять текстиль, сельскохозяйственные продукты, промышленное оборудование, продукты питания и фармацевтическую продукцию.

Центральный маршрут длиной 5,1 тыс. км проходит из Центрального Китая через Киргизию, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Грузию в Европейский союз. На этом маршруте автомобили будут перевозить автомобильные комплектующие и хлопок. Планируемый срок доставки – 14 – 18 дней. Третий маршрут протяжённостью 4 тыс. км пролегает из Киргизии через Узбекистан, Туркменистан, Иран в Турцию. По нему будут перевозить продукты питания, товары народного потребления, автозапчасти и пластмассу для оконных рам.

Как удалось узнать «Гудку», стоимость доставки одной фуры из Китая в Европу будет в районе $10 тыс. Как рассказал «Гудку» заместитель генерального директора российской фирмы «Атримлогистик», которая участвует в проекте NELTI, ставки на перевозку могут варьироваться в течение года. В среднем круговой рейс автомобиля с кузовом 82 кв. м от Ташкента до Германии обойдётся в 5 – 8 тыс. евро.

В проекте NELTI участвуют семь автотранспортных компаний из пяти стран: России, Ирана, Киргизии, Турции и Узбекистана. Участники проекта надеются составить конкуренцию морским и железнодорожным перевозкам китайских товаров. В частности, в материалах IRU отмечается, что интермодальные перевозки из Шанхая в порт Восточный и далее по Транссибу ограничены пропускной способностью Транссибирской магистрали, которая исчерпана на 80%. «На конкурентоспособность Транссиба негативно влияют несогласованность тарифов, отсутствие единого правового и информационного пространства, понятного грузоотправителям, отсутствие единого оператора по всему маршруту», – отмечается в докладе IRU.

По словам советника генерального секретаря Координационного совета по транссибирским перевозкам Бориса Лукова, сравнения ценовых параметров автомобильных и железнодорожных перевозок из Китая в Европу не проводилось. Однако железнодорожные перевозки вполне могут конкурировать с морскими контейнерными сервисами, которые благодаря большим объёмам могут предлагать достаточно низкие цены на перевозку.

По словам генерального директора компании «Евро-Азиатский транспортный проект» Михаила Покровского, автомобильные перевозки из Китая проигрывают по стоимости железнодорожным, поскольку в настоящее время из Китая невозможно осуществлять прямые автоперевозки. Груз забирается на китайских приграничных терминалах или терминалах в Казахстане. Это существенно удорожает перевозку.

«Гудок», 04.09.2008