28.02.23

Китайское предупреждение: поставки машин из КНР оказались под угрозой

Немецкий автопроизводитель VW решил препятствовать поставкам в Россию машин, произведенных на заводах в Китае. Дилеры, которые будут участвовать в схемах параллельного импорта, попадут в черный список. Так ли реальны угрозы автопроизводителя и как это повлияет на цену и гарантию китайских Volkswagen — разбирались «Известия».

Тесные связи и общая граница

VW собирается принять меры против серого экспорта своих машин из Китая в Россию, сообщил представитель немецкого концерна изданию Handelsblatt.

Издание отмечает, что между РФ и КНР существуют тесные экономические связи, в том числе в автомобильном бизнесе. Благодаря поставкам подержанных автомобилей «проложены торговые пути из Китая в Россию». Серые дилеры теперь могут использовать те же торговые маршруты для поставок новых машин, произведенных на заводах в КНР. Экспорту способствует и география: две страны связывает граница более 4 тыс. км, которую невозможно полностью контролировать.

Добавить в черный список

По данным VW Group, нет никаких доказательств того, что бизнес по производству новых автомобилей из Китая в Россию в настоящее время ведется в больших масштабах. Тем не менее концерн стремится в принципе пресечь возможный экспорт на серый рынок.

Это не так просто. Во-первых, VW создал совместные предприятия с китайскими государственными автопроизводителями, что ограничивает влияние немецкой стороны. Во-вторых, концерн не может непосредственно влиять на экономически независимых китайских дилеров.

В этих условиях VW остается создать черный список автодилеров, которые были замечены на сером экспорте автомобилей за пределы Китая. Компании из этого списка не будут получать новые машины. Это усложнит продажу китайских Volkswagen в Россию, считают в компании. Кроме того, дочерняя компания VW не будет поставлять в нашу страну запчасти для выпущенных в КНР машин. Напомним, что многие модели специально созданы для местного рынка и отличаются от представленных в Европе.

Немцы из Китая

Некоторые модели VW действительно поставляются в Россию из Китая по схеме параллельного импорта. Однако число ввезенных машин невысоко. В основном везут электромобили — ID.3, ID.4 и ID.6. Всего за прошлый год ввезли более 300 «электричек». Среди бензиновых машин основной объем приходится на седан VW Bora — на учет в 2022 году встали 62 штуки.

Крупную партию ввез один из ведущих мультибрендовых дилеров. Bora чуть короче популярной модели VW Jetta (4672 мм) и имеет оригинальный кузов. При этом машина построена на той же платформе MQВ. Под капотом — атмосферный мотор 1,5 (113 л.с.) в паре с 6-ступенчатым автоматом либо c турбочетверкой 1,4 (150 л.с.) и роботом. Ценник начинается от 2,5 млн рублей.

— В настоящее время сложностей с импортом автомобилей бренда Volkswagen из Китая мы не фиксируем, каких-либо изменений в этом направлении пока не произошло, — рассказал «Известиям» директор розничных продаж АГ «Авилон» Ренат Тюктеев. — Мы осуществляем ввоз автомобилей только как юрлицо, таким образом, покупка становится более выгодной для дилеров и для конечных клиентов.

Копает неглубоко

Действия немецкого концерна прежде всего связаны с экономическими и репутационными санкциями против автопроизводителей, нежели с искренним желанием поддержать политику или по доброй воле отказаться от бизнеса, считает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.

— Volkswagen начинают поступать сигналы, что его дилеры продают машины в Россию. Компания вынуждена отреагировать. Дальше она, как любой чиновник, рапортует, что работа проведена, вот запрет. Концерн прервет цепочку на какую-то глубину, а дальше вряд ли будет копать. Это не идейная история, это история про то, как не быть оштрафованным. И даже китайцы скажут, что не будут поставлять машины в Россию, а про себя подумают: «Мы будем искать новые формы, новые маршруты», — рассказал эксперт.

Выручат посредники

Параллельный импорт действует изощренно, отмечает Ян Хайцэер. Поставки машин этим способом идут не напрямую, а через посредников. Поэтому бизнес сможет адаптироваться и к запретам немецкого концерна.

— Машина может прийти через Эмираты, если кому-то нужен будет Volkswagen такими кривыми путями. Тут и цена важна, и маржинальность надо показать. Так же с ценами на рынке, о чем свидетельствует падение объемов продаж автомобилей, регистрация падает. Когда мы покупаем новый Mercedes, он продается дилером частному лицу. Частное лицо им некоторое время пользуется, а потом продает в Казахстан, Киргизию и Армению. С некоторой задержкой этот автомобиль наконец попадает к нам. Другое дело, так бороться за VW Bora вряд ли кто-то будет, — отметил Хайцэер.

Эксперт допустил, что подобные санкции могут коснуться не только VW, но и других марок, чьи машины производятся на совместных предприятиях в Китае. Например, Toyota и Mazda.

Без гарантии

Угрозы концерна VW перестать поставлять машины дилерам из черного списка могут отразиться не только на цене привозимых из КНР по параллельному импорту автомобилей, но и на гарантии на такие машины.

Ян Хайцэер называет гарантию на автомобили, поставляемые по параллельному импорту, сомнительной, однако юристы считают, что покупатель вправе на нее рассчитывать.

По словам адвоката движения «Свобода выбора» Сергея Радько, закон «О защите прав потребителей» (ЗЗПП) позволяет предъявить претензии и продавцу, и импортеру, и производителю машины независимо от того, каким способом она была ввезена в нашу страну. Он отмечает, что данный закон распространяется только на ситуации, когда продавцом или импортером является юридическое лицо. В случае если сделка заключена между физическими лицами, ЗЗПП не работает, подчеркнул юрист.

— В этом случае предъявлять претензии, касающиеся гарантийных обязательств, придется непосредственно автопроизводителю, — отмечает адвокат.

Известия