22.01.09

Клайпедский порт обогнал соседей

Отдел маркетинга дирекции Клайпедского государственного морского порта подготовил данные сравнительного анализа годового грузооборота литовского и соседних портов Восточной Балтики. Из него следует, что наш порт в 2008 году занимал лидирующие позиции.

Как уже сообщалось, грузооборот Клайпедского порта в минувшем году составил 29,88 млн тонн. Особенно стремительно росли потоки жидких грузов – перегружено 10 955 393,3 млн т, по сравнению с 2007 г. рост составил 21,2%; а также насыпных и навалочных грузов – перегружено 9 742 278,0 т, рост 9%, в номенклатуре которых отмечается особо быстрый рост сахара-сырца и ферросплавов. Нефтепродуктов перегружено на треть больше (9,36 млн т, +31,1;), как и сельхозпродукции (1,66 млн т, +33,7%). Контейнеров перегружено 373,3 TEU – рост 9,2 %. Отставание наблюдалось только по генеральным и грузам ро-ро. В 2008 году порт посетило 8 348 судов, что на 5,5 % больше позапрошлогоднего, и 280,3 тыс. пассажиров (снижение на 1,7%).

Таллинский порт в 2008 г. перегрузил 29 077,0 тыс. т – снижение по сравнению с 2007 г. на 19,3%. Поток насыпных и навалочных грузов уменьшился на 58,6%, жидких - на 8,2%, но они в грузовой структуре порта составляют 70,6%. За 12 месяцев Таллин обслужил 2 535 судов (меньше на 218 судов) и 7,25 млн пассажиров (рост 12,1%).

Грузооборот Рижского порта достигал 29 565,9 тыс.т, что на 14% больше грузопотока 2007 г. Рост достигнут за счет насыпных и навалочных грузов (+24,8%), в номенклатуре которых преобладал уголь (перегружено 13,78 млн т, +31,6%). Уголь занимал 46,6% всего грузооборота Рижского порта. Ригу посетили 503,2 тыс. морских пассажиров (рост 13,9%).

Порт Вентспилс принял 28 570,0 тыс. т грузов, среди которых наблюдался рост российского угля (перегружено 4,46 млн т), зерна, незначительно – навалочных и насыпных грузов. Однако перегрузка нефтепродуктов снизилась на 1,81 млн т – перегружено 15,03 млн т, жидких грузов – на 10,8%, генеральн6ых – на 16%. Вентспилс посетило 2 157 судов (на 85 судов меньше) и 32,5 тыс. пассажиров (снижение 35,9%).

В Лиепайском порту в 2008 г. перегружено 4 187,7 тыс. т грузов (рост 3,7%), в порту Калининград – 15 379,7 млн т (снижение 1,6%). По порту Санкт-Петербург данных не представлено.

Новая переправа – уже осенью

На прошлой неделе городские власти встречались с руководством дирекции Клайпедского порта и договорились, что паромная пассажирская переправа будет перенесена из реки Дане на Северный мыс уже этой осенью.

Дирекция порта должна в марте объявить конкурс на строительство пассажирской паромной пристани длиной 50-60 м, рассчитанной на швартовку современных паромов, какие в последние годы приобретает общество «Смильтинес пяркела». Стоимость финансируемого дирекцией порта строительства – 3-4 миллиона литов.

На встрече с дирекцией порта городской голова Римантас Тарашкявичюс высказал надежду, что новая паромная пристань может быть готова уже в конце июля, когда литовское взморье впервые будет принимать престижную международную регату «The Tall Ships Races 2009». Он также пообещал, что старые паромные причалы в реке Дане оставят для швартовки малых судов. Еще раньше городские власти обещали ассоциации малых судов, оказавшихся «бездомными», построить 350-метровый причал на правой стороне реки Дане и 100-метровую зимнюю стоянку в порту Пилес.

У KLASCO – треть грузооборота порта

Принадлежащее концерну «Ахемос групе» общество «Клайпедос юру кровиню компания» (KLASCO) в 2008 году перегрузило 9,64 млн тонн грузов, что составило треть всего годового грузооборота Клайпедского порта.

«Мировой экономический кризис, безусловно, сказался на работе портовых грузовых компаний. В последнем квартале наши грузопотоки уменьшились на треть, потому рост грузов по сравнению с 2007 годом составил всего 0,5%», - сказал генеральный директор KLASCO Валентинас Грейчюнас.

Тем не менее наблюдался рост на 50% зерновых грузов и сахара-сырца, на 17,4% - сыпучих удобрений. Наилучший результат показал терминал удобрений, перегрузивший 4 млн т грузов. Именно здесь был поставлен рекорд Клайпедского порта – на сухогруз «Swift-Fortune» погружено 64.7 тыс. тонн удобрений. Еще никогда из нашего порта не выходили суда с таким количеством груза. Гораздо труднее складывалась ситуация на морском паромном терминале, где резко, почти на 10%, снизился поток автотрейлеров. По мнению В. Грейчюнаса, эта ситуация должна озаботить и линейных операторов.

По словам директора по маркетингу Витаутаса Каунаса, еще никогда компания не начинала год, почти не имея договоров на перевалку грузов, как сейчас, если не брать во внимание долгосрочные договоры. Даже многолетние и постоянные клиенты KLASCO очень осторожно говорят о перспективах и не обещают грузов. Компания с надеждой ждет результатов встречи обновленной рабочей транзитно-транспортной группы Литвы и Белоруссии. Она проходила 20-21 января в Друскининкай с участием транспортных министров Элигиюса Масюлиса и Владимира Сосновского, а также глав таможенных, железнодорожных и других ведомств обеих стран. Выехавшие в Друскининкай руководители портовых грузовых компаний очень рассчитывают на неформальное общение с коллегами из «Беларуськалия», АО «Балтийская нефтяная компания» и другими белорусскими грузовладельцами.

Отвечая на вопросы об антикризисных коррективах, В. Грейчюнас сказал: «Увольнять людей или снижать им зарплаты не планируем. Но если мы без колебаний выплачивали почти всем работникам так называемую 13-ю зарплату, а также наградили многих премиями в размере 40% от зарплаты, то в этом году обещать такого не можем. Придется также урезать инвестиционную программу – например, отложить строительство холодильника и овоще-фруктового склада на паромном терминале. Об этом, кстати, попросили и наши партнеры-грузовладельцы. Однако не собираемся экономить за счет наших социальных программ: как обычно, в марте состоится вечер чествования ветеранов KLASCO, будем проводить традиционные спартакиады, финансировать отдых детей своих работников во время каникул, помогать многодетным семьям», - заверил В. Грейчюнас.

Литовский курьер; 22.01.09