26.08.09

Классификация складской недвижимости

Еще недавно складской сегмент являлся логическим продолжением торговой сферы. Однако благодаря достаточно высоким темпам роста торговли, он и сам стал не ее придатком, а самостоятельным бизнесом и объектом коммерческой недвижимости.
Проблемным вопросом этой самостоятельности, с которым на начальных этапах своего развития сталкивается любой рынок, — необходимость разработки единой и общепринятой классификации. До сих пор большинство игроков рынка не имеет грамотного понимания, как охарактеризовать складской комплекс в рамках сделок аренды-купли-продажи.
Более того, большинство игроков столичного рынка пока не видит необходимости в ее использовании (куда проще все объяснить на пальцах), хотя ряд консультантов в той или иной мере использует внутренние методики классификации складских помещений.
В конце 1990-х свою концепцию классификации складских помещений, основанную на зарубежном опыте и адаптированную к специфике московского рынка, предложила компания Knight Frank, контролирующая на сегодняшний день, по оценкам экспертов, до 70% московского рынка агентских и консалтинговых услуг в сфере складской недвижимости. В конце 2004 года компания предложила доработанный вариант классификации. Не так давно о создании своей классификации складских помещений Москвы заявили также компании Swiss Realty Group и Penny Lane Realty.
Классификация складских помещений от Knight Frank

Класс А+
Обязательные критерии:
Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы, без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров, с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.
Площадь застройки — 40–45%.
Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн на 1 м2, на уровне 1,2 метра от уровня земли.
Высота потолков — не менее 13 метров, позволяющая установку многоуровневого стеллажного оборудования (6–7 ярусов).
Регулируемый температурный режим.
Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения.
Система вентиляции.
Система охранной сигнализации и видеонаблюдения.
Автономная электроподстанция и тепловой узел.
Достаточное количество автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) не менее 1 на 500 м2.
Площадки для отстоя большегрузных и парковки легковых автомобилей.
Площадки для маневрирования большегрузных автомобилей.
Офисные помещения при складе.
Вспомогательные помещения при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
Система учета и контроля доступа сотрудников.
Оптико-волоконные телекоммуникации.
Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
Расположение вблизи центральных магистралей.
Профессиональная система управления.
Опытный девелопер.

Желательные, но необязательные критерии:
Железнодорожная ветка.

Класс А
Аналогичен Классу А+ за исключением следующих пунктов:
Шаг колонн должен составлять не менее 9 метров.
Площадь застройки — 45–55%.
Высота потолков — не менее 10 метров.
Такие критерии, как “Опытный девелопер”, “Система учета и контроля доступа сотрудников”, “Автономная электроподстанция и тепловой узел”, “Ж/д ветка” относятся к желательным.

Класс В+
Аналогичен классу А+ за исключением следующих пунктов:
Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы, построенное или реконструированное.
Площадь застройки — 45–55%.
Отсутствуют ссылки к шагу колонн и расстоянию между пролетами.
Высота потолков — от 8 метров.
Количество автоматических ворот докового типа (dock shelters) — не менее 1 на 1000 м2.
Пандус для разгрузки автотранспорта.
Такие критерии, как “Профессиональная система управления”, “Опытный девелопер”, “Система учета и контроля доступа сотрудников”, “Автономная электроподстанция и тепловой узел” и “Ж/д ветка”, относятся к желательным.

Класс В
Обязательные критерии:
Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы, вновь построенное или реконструированное промышленное здание.
В случае двухэтажного строения необходимо наличие достаточного количества грузовых лифтов (подъемников) грузоподъемностью не менее 3-х тонн, не менее 1 на 2000 м2.
Высота потолков — от 6 метров.
Пол — асфальт или бетон без покрытия.
Система отопления.
Пожарная сигнализация и система пожаротушения.
Пандус для разгрузки автотранспорта.
Площадки для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
Охрана по периметру территории.
Телекоммуникации.
Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
Вспомогательные помещения при складе.

Желательные, но необязательные критерии:
Система вентиляции.
Офисные помещения при складе.
Система учета и контроля доступа сотрудников.
Автономная электроподстанция и тепловой узел.
Ж/д ветка.

Класс С
Обязательные критерии:
Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.
Высота потолков — от 4 метров.
Пол — асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.

Желательные, но необязательные критерии:
В случае многоэтажного строения — грузовые лифты/подъемники.
Ворота на нулевой отметке.
Площадки для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
Система вентиляции.
Система отопления.
Пожарная сигнализация и система пожаротушения.
Офисные помещения при складе.
Ж/д ветка.
Пожарная сигнализация и система пожаротушения.
Пандус для разгрузки автотранспорта.
Охрана по периметру территории.
Телекоммуникации.
Вспомогательные помещения при складе.

Класс D
Обязательные критерии:
Подвальные помещения или объекты ГО, неотапливаемые производственные помещения или ангары.

Желательные, но необязательные критерии:
Площадки для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
Пожарная сигнализация и система пожаротушения.
Система отопления.
Система вентиляции.
Офисные помещения при складе.
Ж/д ветка.
Тел екоммуникации.
Охрана по периметру территории.

Классификация складских помещений от Swiss Realty Group

Класс А1
Современные помещения, строившиеся с учетом будущей складской деятельности. Расположение, отделка и оборудование отвечают следующим принципам современной складской логистики: близость основных транспортных артерий, возможность адаптации под любые виды грузов, высокая скорость грузооборота и гарантии сохранности грузов.
Год постройки: позднее 1994.
Расположение: на основных транспортных магистралях в 10–40 км от Москвы. Прямой доступ на территорию склада непосредственно с трассы или по удобным дорогам-сателлитам;
Одноэтажное/однообъемное здание с высокими потолками, позволяющее установить любое стеллажное (конвейерное и т.п.) оборудование, в том числе и многоэтажные (мезонинные) стеллажные системы.
Плоские бетонные полы с антипылевым покрытием, обеспечивающие высокую скорость и безопасность движения погрузочной техники.
Высокая проектная нагрузка на поверхность пола (от 4 тонн на 1 м2), позволяющая применять тяжелую погрузочную технику (высотные штабеллеры) и, как следствие, максимально использовать высоту стеллажей.
Редкая сетка колон (не менее 12 на 18 метров), позволяющая варьировать размещение рядов стеллажей и оптимизировать организацию движения механизмов и складских работников.
Наличие офисных, административных и бытовых помещений в здании склада.
Не менее одних погрузо-разгрузочных ворот на 1 тысячу м2 склада, а также обособленная зона погрузки/разгрузки и комплектации заказов, позволяющая максимально быстро разгружать и загружать грузовой транспорт.
Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения (сплинкерная или порошковая).
Регулируемая температура и влажность в помещениях склада.
Автономные системы тепло- и водоснабжения.
Аварийные системы электропитания.
Центральное кондиционирование и вентиляция.
Современные системы охранной сигнализации и видеонаблюдения.
Погрузочно-разгрузочные ворота, оборудованные гидравлическими аппарелями и док-шелтерами.
Развитая транспортная инфраструктура, наличие удобных подъездных путей, разворотных площадок, парковок для всех видов транспорта, указателей и светофоров.
Благоустроенная прилегающая территория.
Привлекательный внешний вид (отделка современными фасадными системами, современное остекление и пр.).

Класс А2
Полностью реконструированные с применением современных материалов и технологий складские или производственные площади 20–30-летней постройки. Характеристики идентичны Классу А1, за исключением местоположения: склады часто находятся в черте города, в промзонах.
Годы постройки: 1970–1980.
Капитальное одноэтажное (иногда двухэтажное) здание, железобетонная или сборная металлическая конструкция).

Класс В1
Складские помещения доперестроечного периода. Построенные в соответствии с канонами логистики, свойственными плановой экономике, такие помещения требуют некоторых (незначительных) дополнительных капитальных вложений и изменений для осуществления складской деятельности: смена полового покрытия, установка современных охранных систем и пр.
Годы постройки: 1970–1980.
Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонная конструкция).
Центральное отопление (собственные котельные).
Высота потолков — 6–9 метров.
Бетонный пол (стяжка или плиты).
Пожарная сигнализация и пожарные краны/рукава.
Крытый пандус или рампа для погрузки/разгрузки транспорта.

Класс В2
Складское помещение недавней постройки, по ряду причин не соответствующее 2–3 параметрам, необходимым складам класса А: недостаточное количество ворот, неудобство подъездных путей и пр.
Год постройки: с начала 1990-х.


Класс С1
Бывшие производственные помещения, таксомоторные парки и автобазы, изначально не приспособленные под складскую обработку и требующие значительных строительных и технических изменений: врезание дополнительных ворот, создание рамп/пандусов, замена остекления/витражей капитальными стенами, модернизация полового покрытия и систем отопления и пожаротушения. В большинстве случаев необходим демонтаж установленного оборудования.
Годы постройки: 1950–1990.
Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонная конструкция).
Высота потолков — от 7 до 18 метров.
Бетонный или асфальтированный пол.
Пожарная сигнализация и рукавная система пожаротушения.
Низкое соотношение количества ворот к площади помещения, отсутствие пандусов.
Расположение в промзонах в черте города.

Класс С2
Старые и сильно изношенные складские помещения советского периода, многие из которых строились еще в 1930–60 годах. К этому же классу относится большинство овощехранилищ и продуктовых оптовых баз.
Склады данного класса зачастую не соответствуют современным нормам пожарной безопасности и экологичности, а также требованиям современных логистических компаний по возможностям грузооборота и, соответственно, требуют значительных дополнительных вложений в капитальный ремонт и модернизацию.
Годы постройки: 1930–1980.
Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонные конструкции), часто с большим цокольным этажом.
Центральное отопление.
Высота потолков — от 4–5 метров.
Бетонный или асфальтированный пол.
Крытый/открытый пандус или рампа для разгрузки транспорта.
Расположение в промзонах в черте города (часто в ЦАО).
Ограниченные прилегающие территории, недостаток места для парковки и маневра большегрузных машин.
Устаревшие системы охраны и пожаротушения.


Класс D
Неприспособленные под складские нужды гаражи, подвалы, бомбоубежища, холодные ангары, сельскохозяйственные постройки. Такие помещения нецелесообразно модернизировать или реконструировать, поскольку с финансовой точки зрения для повышения класса склада, как правило, более выгодно снести такой объект и построить на его месте новое здание, чем осуществлять реконструкцию.
Реакция рынка
Появление этих документов в Москве вызвало неоднозначную реакцию со стороны участников рынка в 90-х годах. По мнению экспертов, данная классификация должна отвечать реалиям рынка в целом, а не интересам ее разработчиков.
При обсуждении возник конфликт между девелоперами и строителями, а также представителями проектировщиков. Первые заинтересованы, чтобы параметры и стандарты позволяли их складским комплексам относиться к самому высокому классу, что приводило к некоторому занижению требований.
Оппоненты настаивали на самых высоких требованиях и стандартах, в соответствии с которыми на сегодняшний день складов самого высокого класса в Москве крайне мало для того, чтобы вести речь о необходимости внедрения классификации.
Некоторые эксперты даже высказывали мнение о том, что какая бы детальная классификация не была предложена конечным пользователям складской недвижимости, им она не нужна; что арендаторов складских помещений не интересует, к какому классу относится данный комплекс.
Ключевой является информация о соответствии предложенного помещения (с учетом запрашиваемых арендных ставок) специфическим требованиям пользователя с учетом приоритетности этих требований. Также не исключены варианты, когда некоторая часть пользовательских характеристик попадет в градацию объекта того или иного класса, а часть (возможно, более приоритетных) — нет.

ARENDA.8482.RU; 26.08.09