Коллегия ЕЭК “защитила” казахстанские помидоры перед Россией
На днях Коллегия ЕЭК приняла решение, что Россия неправомерно запрещала их ввоз в страну, привязываясь к наличию болезни, не зарегистрированной в общем перечне ЕАЭС. Понятно, что таким образом Москва пытается защитить свой рынок от импорта и поддержать собственных производителей. Но, учитывая планы создания единой евразийской товаропроводящей системы, подобный протекционизм может похоронить всю идею.
Идея объединить товарные потоки стран Евразийского союза и прилежащих территорий (в основном речь идет о Центральной Азии) родилась пару лет назад. Она стала частью страновых программ по развитию торговых сетей и так называемой цивилизованной торговли. В России этот процесс начался гораздо раньше, в Узбекистане и Таджикистане только запущен. Казахстан переходит от стадии “цивилизовать барахолки” к налаживанию системы торговли “от поля до прилавка” с учетом потребностей в качестве и объемах товаров.
Причем у всех стран товаропроводящие системы выглядят одинаково - сеть современных агро- и торгово-логистических центров, которые позволяют проводить требуемую предпродажную подготовку и обеспечивают качественное хранение с минимизацией потерь.
Учитывая это, Нур-Султан предложил коллегам по союзу и соседям по региону объединить цепочки ОРЦ-ТЛЦ в единую систему. Она должна позволить обеспечить беспрепятственный переток продукции на рынки других стран (например, облегчить экспорт из Центральной Азии в Россию). Предполагается, что система ОРЦ-ТЛЦ будет не просто цепочкой складов, но информационной системой, которая позволяет передвигаться товарам по “зеленому” коридору. Например, малина, упакованная в рефрижератор на ОРЦ в Кыргызстане, пройдет границу с Казахстаном и Россией без остановок и проверок. Потому что ОРЦ в Кыргызстане, обеспеченный санитарно-ветеринарными службами, таможней и всеми другими сопутствующими службами, гарантирует законность и безопасность вышедшей с его территории малины. На деле это будет не только сокращать время в пути (без проверок фура из, например, Бишкека до Тюмени дойдет за четверо суток против 10-14 со всеми проверками на границах), но и в разы снизит потери продукции при транспортировке.
Все ягоды/фрукты обычно перед перевозкой проходят хотя бы минимальную предпродажную подготовку. Например, прекулинг - быстрое охлаждение ( каждого вида продуктов свои условия охлаждения). И в этом же состоянии фрукты и овощи загружают в рефрижераторы. Но на границе таможенник-санэпидконтролер фуру открывает “на посмотреть”, тем самым автоматом отправляя в утиль до 15 процентов ягод. В итоге до конечного покупателя доезжает на 30-50 процентов меньше отправленного, что, безусловно, отражается на стоимости товара. “Зеленый” же бездосмотровый коридор позволит проходить границы быстро, без “вскрытия”. И в итоге без потерь.
Есть еще один момент, который привлекает страны к единой системе - возможность укрупнения партий одинаковых товаров поставок на экспорт.
Одним из препятствий активизации торговых связей Казахстана с Китаем и наши, и китайские бизнесмены называют элементарную нехватку продукции. Мол, китайцы готовы скупать казахстанский мед, но им нужны огромные объемы, которых у наших производителей просто нет. Аналогичная проблема и с рынком России. Торговые сети потому и называются цивилизованными, что готовы закупать продукцию у производителей, но лишь определенного стандарта, например, помидоры энного диаметра, огурцы определенной длины. И им также нужны большие объемы. Маленькие партии больших рынков малоинтересны.
Вроде бы все выглядит на бумаге неплохо. Но есть одно большое “но”...
В декабре 2020 года Россельхознадзор запретил ввоз казахстанских томатов и перца (из теплиц ТОО Green Capital Kazakhstan (Актюбинская область) и TOO Green Land Alatau (Алматинская область), заявив об обнаружении в них вируса коричневой морщинистости плодов томата. И оплошал. Мало того, что повторные анализы в лабораториях разных стран (включая европейские) вируса не обнаружили, так еще и такой вирус не входит в общий, согласованный в ЕАЭС, перечень болезней растений, по которым проводят контрольные мероприятия. То есть россияне и проверять на эту “коричневую морщинистость” не должны были, не то что запрещать.
Нур-Султан, конечно, в очередной раз пригрозил ответными мерами и доказал в Коллегии ЕЭК, что Москва (в очередной же раз) пренебрегает евразийскими законами. И все потому, что сейчас активно развивает собственные теплицы, закрывая границы импорта нелегальными способами.
На этот раз коллегия поддержала Казахстан, признав решение Россельхознадзора барьером и поручив отменить установленные запреты в течение месяца.
Россияне периодически находят разные несуществующие вирусы то в мясной продукции, то в молочной, запрещая их ввоз на свою территорию. И при таких протекционистских подходах в рамках единого рынка перспектива “беспрепятственного перетока товаров внутри одной евразийской товаропроводящей системы” видится очень хрупкой. Грубые методы торгового протекционизма Москвы, видимо, являются одной из причин затянувшегося “присматривания” Ташкента к перспективе членства хотя бы в Таможенном союзе пяти стран: уж лучше торговать “с преференциями”, чем сталкиваться с барьерами на “свободном рынке”.