05.12.07

Кому пожаловаться на таможенников

Работа с жалобами граждан и организаций является одним из приоритетных направлений служебной деятельности и рассматривается как важный элемент обеспечения законности в деятельности таможенных органов. Применительно к сфере таможенных правоотношений, можно отметить два предмета для обращения лица с жалобой - это решения, действия (бездействие) таможенных органов связанные с перемещением товаров через таможенную границу РФ и постановления таможенных органов о привлечении лиц к административной ответственности. Соответственно порядок подачи и рассмотрения жалоб каждой из упомянутой категории регулируется соответствующими законами - Таможенным кодексом РФ (ТК РФ) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела регулируется главой 7 ТК РФ. Новеллой в российском законодательстве является установление Таможенным кодексом упрощенного порядка обжалования действий должностных лиц таможенных органов, применение которого позволяет оперативно урегулировать текущую конфликтную ситуацию. Порядок обжалования заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу. Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.

Закрепляя основные способы обжалования, Таможенный кодекс РФ предусматривает возможность досудебного и судебного обжалования решений действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц (обращение с жалобой в таможенные органы или суд). Однако по сравнению с обязательным безальтернативным порядком, который был предусмотрен ранее действовавшим Таможенным кодексом 1993 года, устанавливается более демократичный-альтернативный порядок, в соответствии с которым лицо по своему усмотрению определяет, обращаться ли ему с жалобой непосредственно в суд либо сначала в таможенный орган, а потом в суд. Как показывает практика, предпочтение на сегодняшний день отдается второму варианту.

В тоже время, обжалование в ведомственном порядке в вышестоящие таможенные органы имеет свои преимущества. В этом случае подавшее жалобу лицо имеет возможность более оперативно получить ответ на свое обращение поскольку в отличие от сроков рассмотрения жалоб в судах, таможенные органы должны сделать это в течение месяца, в редких случаях данный срок может быть продлен еще на один месяц. Следует отметить, что в случае обращения в суд уплачивается государственная пошлина, чего не требуется при рассмотрении жалобы таможенными органами.

В соответствии со статьей 47 Таможенного кодекса РФ порядок обжалования предусматривает подачу жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы. Указанный порядок различается в зависимости оттого, что является предметом обжалования. Так, решение, действие (бездействие) таможенного органа обжалуются в вышестоящий таможенный орган), решение, действие (бездействие) должностного лица- в таможенный орган, в котором проходит службу это должностное лицо, а решения, действия (бездействие) начальника таможенного органа- в вышестоящий таможенный орган (для таможенных постов Костомукшской таможни- это Костомукшская таможня, для Костомукшской таможни -это Северо-Западное таможенное управление ).

Необходимо отметить, что реализация принятого вышестоящим таможенным органом решения об удовлетворении жалобы, в отличие от судебного, должна быть совершена таможенным органом, чье решение признано неправомерным, в течение 10 дней со дня поступления данного решения в таможенный орган, если в указанном решении не установлен иной срок для его совершения. Вышестоящий таможенный орган осуществляет контроль за исполнением своих решений. Решение суда исполняется таможенным органом после его вступления в законную силу.

Кроме того, вышестоящий таможенный орган имеет возможность более оперативно решить вопросы, возникающие в ходе рассмотрения жалоб, устранять выявленные нарушения, принимать адекватные меры реагирования в целях предупреждения и недопущения подобных нарушений в дальнейшем. Что касается жалоб, поступивших в Костомукшскую таможню, то по каждой проводится проверка правовым отделом, в ходе которой каждое решение, действия (бездействие) таможенного поста оцениваются на соответствие действующему законодательству.

Хотелось бы обратить внимание участников ВЭД и граждан на то, что бытующее среди них мнение о том, что при рассмотрении жалоб и принятии по ним решений таможенные органы, прежде всего, учитывают корпоративные интересы, является ошибочным. В связи с этим многие приходят к выводу: обращаться с жалобой в вышестоящие таможенные инстанции не имеет смысла, отрицательный результат заранее обеспечен. При этом анализ практики рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных постов вышестоящим таможенным органом (Костомукшской таможней) показывает, что незаконно принятые решения, после их обжалования признаются неправомерными и отменяются. Если в 2005 и 2006 годах из числа поступивших в Костомукшскую таможню жалоб начальником таможни было удовлетворено 0% и 1% соответственно, то в 2007 году показатель удовлетворенных жалоб на уровне таможни достиг 61%.

Конечно, право выбора инстанции, в какую подавать жалобу, безусловно, остается за вами. Однако посоветую все-таки начать с вышестоящего таможенного органа. Зачастую, обратившись к нам, а не в суд, участники ВЭД и граждане имеют реальную возможность сэкономить и деньги, и время.

Начальник правового отдела Костомукшской таможни Ирина Перттунен

Карелинформ; 05.12.07