20.01.16

Контейнер больше не плывет

Контейнерооборот российских портов в 2015 году упал более чем на четверть по сравнению с 2014 годом. Хотя темпы снижения перевалки контейнеров несколько сократились к концу года, падение наблюдалось во всех бассейнах России и в первую очередь в портах Балтийского бассейна, обслуживающих более половины совокупного контейнерооборота России. Причина столь резкого падения — снижение покупательной способности населения, девальвация рубля и российские контрсанкции.

Контейнерооборот портов России снизился в 2015 году на 25,4% по сравнению с уровнем 2014 года — до 3,94 млн TEU, сообщил вчера ТАСС со ссылкой на Ассоциацию морских торговых портов России. Согласно статистике, перевалка контейнеров в портах Балтийского бассейна (50,3% совокупного контейнерооборота России) сократилась на 29,3%, до 1,98 млн TEU, Дальневосточного (30,8%) — на 24,2%, до 1,22 млн TEU, Азово-Черноморского — на 19,2%, до 604 тыс. TEU. Снижение контейнерооборота отмечено во всех бассейнах России, кроме Арктического,— его порты увеличили перевалку контейнеров до 138,1 тыс. TEU (+9,5%). По итогам 2014 года контейнерооборот составлял 5,28 млн TEU, показав снижение на 1,3% к уровню 2013 года; тогда увеличение перевалки контейнеров было зарегистрировано в портах Дальневосточного бассейна (на 2,3%).

К концу года темпы снижения перевалки контейнеров в портах России незначительно снизились — в первом полугодии падение составляло 26%, в январе—ноябре — 26,1%. Ранее, по предварительным прогнозам Минтранса, ожидалось еще более глубокое падение — 30–35%.

Главный редактор Portnews Виталий Чернов поясняет, что падение контейнерных перевозок в первую очередь вызвано тем, что основная доля контейнерных грузов — это товары народного потребления и продовольственные товары зарубежного производства, спрос на которые упал вследствие снижения покупательной способности населения, девальвации рубля и контрсанкций РФ. Примерно такое же падение контейнерооборота (порядка 30%) наблюдалось и в кризис 2009 года, отмечает эксперт. Контейнерный рынок быстро реагирует на ухудшение экономической ситуации, добавляет он. По его мнению, среди мер, которые могла бы принять Россия для наращивания контейнерооборота,— переориентирование на свои порты части грузов (около 200 тыс. TEU в год), которые идут через порты сопредельных государств Прибалтики и следуют в Россию наземными видами транспорта. Однако к этому существует ряд препятствий — как в области таможенного администрирования, так и в коммерческой части, поскольку, судя по отзывам грузоотправителей, на российских терминалах, как правило, недостаточные сроки свободного хранения при относительно более высоких тарифах.

Коммерсантъ-Online