10.06.09

Контейнер для частного бизнеса

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России. Поэтому в качестве приоритетных задач транспортной отрасли страны должны быть развитие внешнеэкономических и транзитных связей, ускорение интеграции в мировой транспортный рынок, что становится все более актуальным и является сегодня одним из главных направлений совершенствования деятельности национальной транспортной сети.

Создание Центра по управлению логистическими терминалами на сети Российских железных дорог является своевременным, поскольку развитие контейнерной инфраструктуры должно стать одной из важнейших задач транспортного комплекса на ближайшие годы.

Часть мирового рынка контейнерных перевозок, на которую может претендовать Россия, оценивается в десятки миллиардов долларов. Согласно прогнозам мировых экспертов в ближайшие 10 лет ежегодный прирост контейнерных перевозок в мире составит в среднем 7–10%, и к 2012 году мировые перевозки могут достигнуть 375 млн TEU. Доля контейнерных перевозок в общем объёме перевозок грузов в различных странах колеблется от 10% до 60%.

Внутренний российский контейнерный рынок растёт со скоростью 20–25% в год, причём рост ограничен лишь пропускной способностью транспортной инфраструктуры. Для выполнения этих задач необходимо и развитие новых форм взаимодействия различных видов транспорта в Единой транспортной системе страны с учётом глобализации международных грузоперевозок.

Для чёткой логистики контейнерных перевозок в России требуется сеть современных логистических терминалов. Сейчас на сети РЖД таких терминалов недостаточно, и, что самое важное, отсутствует централизация управления контейнеропотоками. Это вызывает дополнительные технические, технологические и экономические проблемы.

Каждый из таких объектов должен представлять собой комплекс специализированных контейнерных, распределительных и технологических терминалов. Они объединят все виды транспорта с технологическими циклами промышленных предприятий и товаропроводящими системами локальных и региональных рынков.

Безусловно, терминалы должны включать в себя пункты обслуживания специализированных контейнеров, осуществляющих ремонт, экипировку, возможно, модернизацию, а также содержание обменного парка контейнеров. Также необходима развитая система электронного документооборота по управлению контейнерными перевозками и контейнерным парком. Именно благодаря своевременно поступающей информации обеспечиваются высокая точность, скорость и согласованность товарообращения в логистических цепях. Это позволит ОАО «РЖД» создать диверсифицированную компанию, которая получала бы доходы не только от железнодорожных перевозок, но и от логистических операций.

Сеть таких мощных региональных логистических центров в идеале должна замыкаться на единый информационно-логистический центр, что позволит говорить о реализации логистической системы управления контейнеропотоками не только на региональном, но и на федеральном уровне. Привлекательность такого проекта для частного бизнеса очевидна. Однако здесь необходимы чёткие, ясные условия государственно-частного партнёрства, законодательно закреплённые на максимально длительный период.

Нужна сформированная налоговая политика для серьёзных инвесторов в производство и приобретение нового поколения подвижного состава и современного терминального оборудования, подразумевающая возможность использования налоговых льгот и преференций.

Бизнесу необходима также понятная кредитная политика, обеспечивающая доступ к дешёвым и долгосрочным кредитам, поскольку инвестиции, которые направляются в развитие транспорта, возвращаются через длительный период времени, так как транспорт – это достаточно капиталоёмкая отрасль. Была бы востребована возможность получения государственной гарантии кредитования компании, которая берёт кредит в банке на развитие и реализацию новых проектов транспортной инфраструктуры, что, по сути, будет являться обеспечением этого кредита.

Для увеличения и чёткой логистики контейнерных грузопотоков необходимы также решения, направленные на дерегуляцию тарифов. Важно создание привлекательных условий для инвесторов, например, применение льготных тарифных условий перевозок грузов в собственных контейнерах и на собственном подвижном составе. Необходимо формировать сквозные ставки, конкурентоспособные со ставками альтернативных маршрутов и альтернативных видов транспорта. При этом должен чётко соблюдаться принцип равнодоступности к инфраструктуре по обслуживанию контейнерного оборудования.

Создание единого Центра, объединяющего сеть контейнерных логистических центров, и на их основе взаимная интеграция инфраструктуры предприятий различных видов транспорта при поддержке государства обеспечит переход отрасли на новые эффективные технологии грузоперевозок и создаст предпосылки для активного развития контейнеризации грузов.

«Гудок», 10.06.2009