24.11.11

Контейнера – туда, контейнера сюда

Новый контейнерный терминал, который в конце 2012 года запустит в Муугаском порту российский оператор Rail Garant, не сотворит чуда в области эстонского транзита. Но все же дает надежду на новые рабочие места и перспективы для развития фирм, зарабатывающих свой хлеб в порту.

В спину Муугаскому порту дышит порт Силламяэ, который тоже спешит со строительством аналогичного терминала. Их план – построить и сдать объект в аренду либо российскому, либо казахстанскому оператору. Музыку, как известно, заказывает тот, кто платит. От того, кто именно в пункте прибытия оплачивает грузы, зависит выбор маршрута: в какой именно порт суда поплывут из Китая и Сингапура.

На прошлой неделе пресса обсуждала визит Андруса Ансипа с солидной делегацией во Вьетнам и Сингапур. Налогоплательщики гадали, почему именно Вьетнам, и что же премьер-министр там такое делал, что понадобилось потратить на этот загадочный визит 21 тысячу евро. Какими делами государственной важности занимался там лично Ансип, осталось тайной. Зато стало известно, что представители Таллиннского порта в делегации тоже присутствовали, и что российская компания Rail Garant заключила в ходе этого визита договор на сумму 18 миллионов евро, на основании которого купит у сингапурской фирмы шесть кранов, предназначенных для поднятия контейнеров. Краны прибудут в Эстонию в первом квартале следующего года. Похоже на то, что за эстонский транзит взялись на самом высоком государственном уровне.

Раз терминал, два терминал

Два новых контейнерных терминала, которые откроются практически одновременно, – это много или в самый раз для нашей небольшой страны?

Коммерческий директор Таллиннского порта Эрик Рингмаа затрудняется судить о намерениях Силламяэского порта, но признает, что такое количество контейнерных терминалов для Эстонии – действительно многовато, ведь конкуренция в регионе куда шире: порт Санкт-Петербурга сейчас также интенсивно расширяется, да и другие российские порты на простой не жалуются. Если говорить о впечатляющей мощности нового терминала, то и здесь Рингмаа довольно сдержан: мощность и реальный оборот – это две большие разницы:
«Я не могу комментировать мотивацию российского оператора Rail Garant, но изнутри нам кажется, что причина прихода этого оператора в Эстонию в удобной железнодорожной сети для перегрузки судов и их отправки в любом направлении. В этом смысле близость Силламяэ к российской границе скорее сужает такие возможности. Новый терминал, конечно, воодушевляет всех, кто работает в порту: и перевозчиков, и экспедиторов, поскольку дает новые возможности для развития и маневров, оздоровляет конкуренцию. Я сдержан в прогнозах, поскольку никто не может сегодня гарантировать вам точное число контейнеров, которые прибудут в порт после 2012 года.

На сегодняшний день с железной дорогой проблем нет (отдельную ветку достраивать не будут), с подъездными дорогами тоже все в порядке (развязку на Петербургском шоссе как раз заканчивают), как и с воротами в порт (перегружать с судов в вагоны удобно), но все замыкается на российско-эстонской границе. Как пойдет? Время покажет. Реальность такова, что в регионе между контейнерными терминалами прогрессирует конкуренция, интересы очень тесно переплетены. Если же говорить о потенциальных рабочих местах, то согласно расчетам, например, Drewry Shipping Consultants, в среднем контейнерный терминал дает одно рабочее место на каждые 900 TEU. То есть, если терминал переваливает за 300 тысяч TEU, то это дает работу 333 людям. Не считая косвенных рабочих мест на складах, в транспортном секторе и строительстве».

Глава отдела качества и окружающей среды Эллен Каазик заметила, что порт развивается последовательно. Первая фаза – подготовка к строительству терминала – фактически выполнена, вторая фаза – расширение территории порта в восточном направлении и насыпь в море. Каазик подчеркнула, что столь масштабное расширение ведется с выполнением всех экологических стандартов ЕС: «Это отражается даже в статистике жалоб окрестных жителей. За последние несколько лет их количество сократилось с сотен до десятков».

Победит тот, кто приведет грузы

Теперь дело за новыми грузами. Если их приведет с собой Rail Garant и второй контейнерный терминал хотя бы удвоит объемы перевалок порта, то это будет как минимум неплохо. Но представители уже действующего в Муугаском порту контейнерного терминала Muuga CT считают проект Rail Garant утопичным.

«Мы не считаем его рентабельным, в Муугаском порту просто нет такого грузооборота, чтобы хватило всем. И запуск второго терминала скажется на качестве представляемых услуг», – заявил «ДД» председатель правления Мuuga CT Сергей Артемов. Впрочем, известно, что Muuga CT хотел освоить эту территорию сам, и, проиграв тендер оператору Rail Garant, намерен судиться с Таллиннским портом до последнего. Рингмаа прокомментировал это так: «Насколько мне известно, последнее решение суда от 10 октября истца не удовлетворило. Но я не вижу сегодня оснований для удовлетворения их претензии».

Справка «ДД»:
По данным за 2010 год Таллиннский порт обслужил: 36,6 млн тонн товаров, 7,9 млн пассажиров, 2 тыс. 146 торговых судов, 5 тыс. 128 пассажирских судов, 282 круизных судна.
И перевалил 151 тыс. 959 TEU контейнеров.
Новый контейнерный терминал повысит мощность Таллиннского порта до 800 тыс. TEU к 2013 году.
Источник: Таллиннский порт

Muuga CT vs Таллиннский порт

Таллиннский административный суд 10 октября 2011 года огласил решение, в котором отказал в удовлетворении жалоб компании Transiidikeskuse AS и ее дочерней фирмы AS Muuga CT, в которых те оспаривали действия предприятия «Таллиннский порт» при выборе оператора для нового контейнерного терминала в Муугаском порту.

Суд также обязал Transiidikeskus и Muuga CT солидарно выплатить в пользу Tallinna Sadam 7652 евро в счет покрытия процессуальных расходов. «Вызывает сожаление, что эти предприятия своей деятельностью умышленно нанесли ущерб репутации как Таллиннского порта, так и эстонского государства. Представляется, что длительное пребывание в статусе монополиста заставило их утратить чувство реальности, и у них отсутствует какое бы то ни было умение и желание работать в условиях честной конкуренции», – заявил председатель правления Таллиннского порта Айн Кальюранд, комментируя деятельность Transiidikeskuse AS и Muuga CT, которые, по его словам, в последние месяцы пытались целенаправленно сорвать строительство такого важного государственного объекта, как новый терминал.

«Экспорт российских товаров через Таллинн нереален. „Российские железные дороги“ не утвердят ни оператору Rail Garant, ни другим перевозчикам план железнодорожных перевозок экспортных грузов на эстонском направлении, поскольку действующие решения правительства России обязывают экспортеров возить свои грузы через российские порты», – считает председатель правления Transiidikeskuse AS Эрик Лайдвеэ.

DzD.ee