15.03.07

Контейнерам дан зеленый свет

Рынок контейнерных перевозок вырастет вдвое в ближайшие 3—4 года

Рынок контейнерных перевозок переживает бурный подъем. Уже в этом году оборот российского контейнерного рынка может увеличиться на треть, до 5 млн TEU, а еще через три года достигнет 7—8 млн TEU. Но и после этого, по мнению экспертов, рост рынка вряд ли замедлится, ведь главный резерв (экспортные перевозки) до сих пор практически не был вовлечен в сферу контейнерных перевозок.

В 2005 году оборот российского контейнерного рынка составил 2,66 млн TEU (аналог 20-футового контейнера), что на 27,42% больше уровня предыдущего года. Суммарный объем российских контейнерных терминалов составил 1,92 млн TEU, а их доля в общем обороте 72,3%.

По данным исследования агентства InfraNews «Контейнерные перевозки в России и соседних странах: итоги 2006 года», оборот российского контейнерного рынка вырос в прошлом году на 24,9%, с 1,92 млн до 2,40 млн TEU. Если считать все объемы, поступающие в Россию, и внутренние железнодорожные перевозки, то по итогам прошлого года оборот контейнерных грузов в России увеличился на 45,86% и составил 3,88 млн TEU.

Вне конкуренции в прошлом году остался принадлежащий Национальной контейнерной компании (НКК) питерский «Первый контейнерный терминал» (ПКТ). Как сообщили РБК daily в пресс-службе НКК, в прошлом году контейнерооборот терминала увеличился на 23%, до 888,83 тыс. TEU. Вторым игроком на рынке стали «Российские железные дороги» (РЖД). По данным InfraNews, внутренние и трансграничные, не связанные ни с какими российскими или соседними терминалами, пе­ревозки составили по системе РЖД 832 тыс. TEU.

Одной из главных тенденций минувшего года стал серьезный рост контейнерного транзита из стран Прибалтики и Финляндии. «Оборот через страны Балтии увеличился на 39% и составил 275 тыс. TEU, — сообщили РБК daily в InfraNews. — При этом российские контейнеры после годичного перерыва снова занимают более половины всего рынка прибалтийских государств — 52,5% по сравнению с 37% в 2005 году». Оборот через российско-финляндскую границу в прошлом году, с учетом всех финских терминалов, составил 367 тыс. TEU, что больше прошлогоднего уровня на 17%.

Однако взгляды на будущее у экспертов и участников рынка еще более оптимистичные. По оценкам экспертов InfraNews, в текущем году оборот российского контейнерного рынка увеличится примерно на 30%, до 5 млн TEU. «В текущем году, судя по сводкам первых двух месяцев, отмечается существенный рост, — пояснил РБК daily вице-президент Евро­азиат­ского транспортного союза Юрий Щербанин. — В этом году оборот контейнеров в России точно вырастет более чем на 10%. Слишком большой рост трудно программировать, так как не везде еще имеются технологические условия для перевалки и обработки контейнеров».

Причем, по мнению специалистов, в ближайшие годы темпы роста оборота контейнеров на российском рынке едва ли замедлятся. «По нашим совместным оценкам с консалтинговой компанией Deloitte & Touche, к 2010—2011 году внешнеторговый контейнерооборот России составит 7—8 млн TEU», — сказал РБК daily старший вице-президент ОАО «ИК «ТПС» Павел Олейник.

Главный резерв роста рынка — контейнеризация экспорта. В настоящее время очень много видов продукции, которую стоит возить в контейнерах. «Росту перевалки контейнеров в российских портах, в первую очередь, будет способствовать увеличение контейнеризации грузов, — пояснил корреспонденту газеты г-н Олейник. — В настоящее в России данный показатель по экспорту составляет 5—7% от общего объема подлежащих контейнеризации экспортных грузов, в то время как в мире в среднем 50—60%».

РБК daily; 15.03.07