21.05.18

Контейнерные и балкерные перевозки: прогноз на 2018 год

Согласно прогнозу экспертов МВФ, рост мировой экономики составит 3,9% в 2018 и 2019 годах (на 0,1 процентного пункта выше показателя 2017 года). Общая экономическая активность заметно влияет на спрос на морские перевозки, а превышение спроса над предложением, которого и так в избытке, снижает фрахтовые ставки. Об этом говорится в квартальном отчете ПАО «Дальневосточное морское пароходство», информирует «Тихоокеанская Россия».

Основными факторами, которые будут влиять на динамику расходов в 2018 году, являются: стоимость финансирования, конкуренция на рынке и дефицит кадров, а также уровень спроса на перевозки и расходы на экипажи.

Рынок морских линейных перевозок, сегмент контейнерных перевозок

Суммарный объем глобальных морских контейнерных перевозок за первые два месяца 2018 года составил 26 млн TEU. Это на 6,7% больше аналогичного показателя прошлого года. В том числе экспорт из портов Азии, по данным CTS, составил 14,5 млн TEU, что на 9,2% больше, чем годом ранее. Импорт, между тем, снизился на 0,5% до 9,6 млн TEU. Европейский контейнерный экспорт по итогам отчетного периода превысил уровень 2017 года всего на 1,6%. Импортный контейнеропоток вырос на 7,8%.

Из портов Северной Америки за январь-февраль 2018 года было отгружено на 3,5% меньше, чем в 2017 году. При этом обратный контейнеропоток увеличился на 10,9%. Из портов Индии и стран Ближнего Востока за отчетный период было вывезено на 16,5% больше, чем годом ранее. Импорт вырос на 19,7%. Экспорт из портов Южной и Центральной Америки вырос на 4,9%. Импорт также увеличился на 7,6%. Экспортный и импортный контейнеропотоки из портов Африки (исключая средиземноморские порты) выросли на 10,8% и 16,5% соответственно. Показатель по экспорту из портов Австралии и Океании за январь-февраль 2018 года аналогичен африканскому, рост по отношению к прошлогоднему показателю составил 2%. Импорт также увеличился на 10,2%.

Ожидается, что в течение 2018 года положительная динамика на рынке контейнерных перевозок между портами Западной Африки и Азией сохранится. При этом отмечается особая волатильность данного сегмента рынка, которая осложняет прогнозирование. С другой стороны, избыток мощностей остается проблемой для этого сегмента рынка. В связи с этим не ожидается значительного улучшения фрахтовых ставок, если только не произойдет заметных изменений на стороне спроса.

Определенные изменения вероятны в контексте стремительно разворачивающегося торгового противостояния между США и Китаем. Так, в связи с запретом на импорт в Китай фруктов из США значительно вырастет спрос на поставки из Австралии, Африки и Латинской Америки. Предложение тоннажа на трансатлантических маршрутах и сервисах, связывающих порты Азии с портами Северной Европы, выросло по итогам I квартала 2018 года на 4% и составило 237820 TEU. В годовом сопоставлении предложение линейных операторов увеличилось на 9%.

Наиболее значительный прирост вместимости зафиксирован на трансатлантическом трейде: с конца 2017 года по конец марта текущего года еженедельная вместимость на линейных 62 контейнерных сервисах выросла на 8,5% и составила 88 тыс. TEU. За год предложение увеличилось на 21%. Среди факторов, которые способствовали такому стремительному росту, аналитики указывают на новый автономный экспресс-сервис Hyundai Merchant Marine, который был запущен с 9 апреля в дополнение к слотам, которые HMM покупает на различных сервисах альянса 2M.

Кроме того, покупка Maersk Line немецкого перевозчика Hamburg Sud, специализирующегося на рефперевозках из Латинской Америки, а точнее требования, выдвинутые регулятором для одобрения этой сделки, стали причиной масштабных перестановок на рынке трансатлантических перевозок.

Между тем, еженедельная вместимость судов, задействованных перевозчиками на маршрутах Азия – Западное побережье Северной Америки практически не изменилась за прошедший квартал и составила 291 тыс. TEU (-0,2%). Совокупная емкость на маршрутах Азия – Восточное побережье Северной Америки снизилась на 3,9%, до 119 тыс. TEU. В общей сложности контейнерная вместимость на транстихоокеанских маршрутах сократилась за три месяца с начала года на 1,3%, с 415 тыс. TEU в конце декабря до 410 тыс. TEU в конце марта.

Флот безработных контейнеровозов по состоянию на конец I квартала 2018 года увеличился по вместимости, но уменьшился по количеству судов. По данным Dynamar, суммарная вместимость поставленных на прикол контейнеровозов на конец марта составила 427,9 тыс. TEU. Число простаивающих судов – 96 контейнеровозов.

Рынок трамповых перевозок, сегмент балкерных перевозок

Аналитики считают, что в 2018 году фрахтовые ставки в сегменте балкерных перевозок продолжат расти, поскольку рост флота будет самым низким за десятилетие. BIMCO ожидает, что рост спроса на балкерные перевозки в 2018 году составит от 2% до 3%, что, как ожидается, опередит рост предложения на 1,4%, а это, в свою очередь, приведет к улучшению ситуации на рынке.

Помимо железной руды и зерновых, возрастут объемы перевозки цемента и металлолома. По прогнозам, объем перевозок железной руды увеличится на 3,1% до 1,5 млрд тонн, перевозки зерна – на 2,6% до 526 млн тонн, прирост объема перевозки угля составит 1,5%, или 1,2 млрд тонн. Также прогнозируется увеличение объема перевозок боксита – до 110 млн тонн, в то время как в 2017 году было перевезено 85-90 млн тонн. Прогноз базируется на росте потребления боксита в Китае, где он используется для производства алюминия. В 2017 году Китай импортировал 68,8 млн тонн боксита, из которых – 40% из Гвинеи и 37% из Австралии.

Тихоокеанская Россия