24.04.18

Контейнерные поезда решили упорядочить

Совет операторов железнодорожного транспорта выступает с правовой инициативой

В начале апреля на заседании Президиума СОЖТа было принято решение отправить в Минтранс проект подзаконного акта, направленного на упорядочение отношений, возникающих при формировании и эксплуатации контейнерных поездов. Источник близкий к СОЖТу пояснил, что в качестве одного из основных лоббистов данного документа выступила компания FESCO. Впрочем, особенных преференций вследствие принятия правил какой-то отдельный игрок вряд ли получит. Точнее, выгоду должны получить все.

Дело в том, что, как отмечают опрошенные редакцией участники рынка, единого свода правил, регламентирующего организацию контейнерных поездов, нет. Нормы раздёрганы, да и самого определения контейнерного поезда не существует.

Нам предлагают места в контейнерном поезде, но и статус «продавца», и параметры отправки зачастую крайне размыты и расплывчаты.

«Получался нонсенс, — отмечает коммерческий директор ООО «Магеллан» Иван Кушнарёв. — Сами поезда есть, все примерно понимают, что это такое, но чёткого определения нет. Нам предлагают места в контейнерном поезде, но и статус «продавца», и параметры отправки зачастую крайне размыты и расплывчаты».

Однако проблемы есть не только у клиентов. В первую очередь они возникают у операторов и перевозчика. Особенно в сфере тарификации.

«Я уже много лет просил у Минтранса дать чёткое определение, что такое контейнерный поезд, с чем, как говорится, его едят, — пояснил для vgudok.com исполнительный директор СОЖТ Алексей Дружинин. — Нельзя сказать, что регулятор как-то устранялся от ответа, понятно, что это сложная и кропотливая работа. В первую очередь по согласованию интересов вовлечённых сторон и выбору непротиворечивых формулировок. Эту работу проделали члены СОЖТа с участием других интересантов».

Документ вводит понятие собственно контейнерного поезда, а также градацию таких составов.

Правила организации перевозок грузов универсальными и специализированными контейнерами в составе контейнерных поездов получились не слишком объёмными (меньше пяти страниц), что впрочем, скорее плюс, чем минус. Документ вводит понятие собственно контейнерного поезда, а также градацию таких составов по видам.

Так, по назначениям контейнерные поезда подразделяются на:

- прямые контейнерные поезда, следующие на одну железнодорожную станцию назначения в адрес одного или нескольких грузополучателей;

- контейнерные поезда в распыление/расформирование — следующие по согласованию с владельцем инфраструктуры и оператором контейнерного поезда до определённой железнодорожной станции распыления/расформирования, с дальнейшей отправкой вагонов до железнодорожной станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей;

- контейнерные поезда с изменением условной длины, которая должна быть не менее установленной длины ядра контейнерного поезда и не более допустимой длины, установленной перевозчиком.

Детализуется ещё ряд существенных аспектов, таких, например, как пределы длины контейнерного поезда (устанавливается перевозчиком в количестве от 57 до 71 условных вагонов с учётом длины вагона дизель-генератора, вагонов прикрытия и вагона, предназначенного для сопровождения груза проводниками).

Также устанавливается понятие оператора, его права и обязанности, общий порядок разрешения споров и т.д.

В целом, документ нельзя назвать революционным, что, наверное, и является главным его достоинством. Развивающемуся сегменту контейнерных перевозок требуются не потрясения, а спокойствие. Надёжная основа для развития.

Остаётся надеяться, что согласование проекта в органах власти не будет долгим.

Vgudok